Аргументы Недели. Балтия → Общество

Андрей Горохов: «Платная парковка – важный шаг к благоустройству Калининграда»

, 00:03

Пришло время в историческом центре областной столицы создать зону платной муниципальной парковки. А собранные городом средства следует направлять на строительство тротуаров, детских и спортивных площадок, озеленение, ремонт исторических зданий. Такое заявление сделал кандидат в депутаты Государственной Думы Андрей Горохов во время дебатов, приуроченных к проведению праймериз «Единой России» 22 мая.

На дебатах обсуждалась тема качества повседневной жизни и создания комфортной городской среды для калининградцев. Андрей Горохов баллотируется от Калининградской области по 98-му одномандатному округу. В своём выступлении он озвучил ряд предложений, которые будут включены в его предвыборную программу:

– Я бы хотел зайти с неожиданной стороны и поговорить о… чемпионате мира по футболу, – обратился Горохов к собравшимся.

– Калининград готовится в 2018 году принять ведущее мировое состязание. И я бы обратил внимание на города, уже проводившие мероприятия подобного уровня. Нам необходимо использовать чемпионат мира с максимальной пользой, создав нормальные, современные условия для жизни калининградцев.

Быстрее, выше, сильнее. А ещё уютнее и комфортнее

По словам Андрея Горохова, горожанам стоит, в частности, присмотреться к опыту благоустройства олимпийского Сочи. И действительно, сочинская Олимпиада лишь во вторую очередь была делом национального престижа. Главная задача ставилась другая – создать отечественный курорт мирового уровня, место, где приятно жить и куда приятно приезжать на отдых.

Это было настоящее импортозамещение в курортной сфере. Мало кто знает, но порядка 80% выделенных средств потрачено не на спортивные объекты, а на инфраструктуру: дороги, развязки, туристические объекты, благоустройство города. Кто был в Сочи после Олимпиады, видел, что город буквально преобразился. Там возникла очень комфортная, доброжелательная к человеку, продуманная жизненная среда.

Чемпионат мира по футболу замышлялся как ещё один масштабный проект, который поможет подтянуть к мировым стандартам общественную инфраструктуру сразу в нескольких российских городах. И выбор Калининграда неслучаен. В стране прекрасно понимают историко-культурный, туристический потенциал нашего города.

– Конечно, задача была не вбухать миллиарды в футбольный стадион, а обустроить наши улицы, парки и скверы, построить дороги, отреставрировать фасады исторических зданий, – говорит Горохов. – Пандусы наконец построить! Чтобы Калининград стал городом с европейской инфраструктурой.

Удастся ли повторить в «футбольном» Калининграде олимпийский опыт?

Что осталось от бюджетного пирога

Скептики сомневаются. В случае с Олимпиадой на один город работала вся страна. А теперь Калининград – в почётном, но длинном ряду других десяти российских городов, на которые тратится бюджет подготовки к чемпионату мира – 2018.
Да и сам этот бюджет периодически режут из-за экономического кризиса. В июне прошлого года он «похудел» на 30 млрд рублей. В октябре от бюджетного пирога российские власти отрезали 4,3 миллиарда. В феврале 2016-го – ещё 7 миллиардов. Причём под нож идут проекты, связанные именно с благоустройством и общественной инфраструктурой. Понятно, что провести чемпионат без стадионов нельзя, но можно, например, сэкономить на строительстве отелей.

В самом Калининграде жертвами бюджетной экономии стали так называемые протокольные маршруты – улицы, которыми будут добираться до стадиона «Арена Балтика» футбольные болельщики. Прошлой весной таких маршрутов осталось только три. Их ожидает комплексное обустройство: там отремонтируют дороги, тротуары, фасады зданий, посадят новые растения, обустроят прогулочные зоны, оборудуют велодорожки, навигацию и аншлаги с названием улиц и домов.

Кстати, даже этот урезанный проект не из дешёвых. По предварительной оценке, его бюджет достигнет 700 млн рублей. Причём средства будут привлекаться только из городской и областной казны. На федеральные средства надежды нет – они пойдут на строительство стадиона.

Как изобрести вечный двигатель

Но значит ли это, что на благоустройство Калининграда в ближайшие годы нужно махнуть рукой? Ни в коем случае, уверен кандидат в депутаты Государственной думы Андрей Горохов. Необходимо находить собственные ресурсы для развития, реализуя такие проекты, которые не будут требовать особенных бюджетных трат – или вовсе станут приносить постоянный доход бюджету Калининграда. Эти средства, в свою очередь, можно направлять на обустройство города. Такой вот вечный двигатель общественного развития.

По словам Горохова, решений здесь может быть много, и на субботних дебатах он предложил один из вариантов. Немалые средства на обустройство города можно изыскать за счёт внедрения платной муниципальной парковки в центре Калининграда.

– Есть такое понятие в современной градостроительной политике – «безбарьерная среда для инвалидов». А я бы по аналогии ввёл ещё одно понятие – «безбарьерная среда для пешеходов, для горожан», – объясняет свою идею Горохов. – Сегодня рядовые жители города, те же самые молодые мамы, вынуждены продираться с колясками сквозь ряды автомобилей. Машины загораживают тротуары, заезжают на детские площадки во дворах. Да и «загазованную экологию» не будем сбрасывать со счетов – 90% загрязнения воздуха дают выхлопные газы. Так вот, мировой опыт показывает, что платная парковка помогает решить все эти проблемы.

Узкие улочки прусские

Дорожно-транспортная ситуация в Калининграде действительно аховая. По степени автомобилизации мы в пятёрке российских городов. На тысячу жителей у нас приходится свыше 400 машин. А дорожная сеть на такое количество автомобилей просто не рассчитана.

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

В других крупных городах страны ситуация схожая. Например, на один автомобиль в Екатеринбурге приходится 24 кв. м дорог, в Москве – 28. А в Нью-Йорке – 203. Российские города проектировались в советское время, когда машина была роскошью, а не средством передвижения. Но ведь город Калининград и вовсе родом из досоветской эпохи! Мы сегодня ездим дорогами, которые проложены «по руслу» узких прусских улиц.

– Дорожные заторы стали настоящим бичом Калининграда, – констатирует Горохов. – В часы пик город просто стоит. Строительство новых автотрасс смягчает проблему, но кардинально решить её неспособно. А платные муниципальные парковки – очень эффективное «лекарство».

Его мнение сегодня разделяют многие. Например, о необходимости введения платы за парковку неоднократно говорил городской глава Александр Ярошук. Заявления в том же духе делают региональные власти. И приурочивают наведение порядка на дорогах как раз к чемпионату мира – 2018.

Но как воспримет общество введение зоны платной парковки в центре Калининграда? Противники этой меры обещают некий «взрыв общественного недовольства». Посмотрим, оправдана ли такая точка зрения.

Город для горожан, а не для железяк

Калининград находится в самом центре Европы, и большинство наших автомобилистов неоднократно выезжали на своих машинах в страны Евросоюза. Люди прекрасно знают, что порой даже в деревнях там приходится парковаться за деньги. Взимание платы за парковку в Европе распространено повсеместно. Причём тарифы для европейцев установлены соответственно их уровню доходов – 80, 120, 160 рублей в час (для сравнения: в Екатеринбурге тариф составляет 30 рублей).

Более того, в Лондоне люди платят за сам факт въезда в центр города, а будут ли они там парковаться или нет, никого не волнует. В Осло вообще к 2019 году собираются запретить въезд частного автотранспорта в центральную часть города! Разумеется, это крайние примеры, говорящие о том, насколько далеко в Европе готовы зайти в борьбе с автомобилями. Идеал сегодняшнего европейца – человек на велосипеде, следующий по специальной велодорожке на работу. Даже малолитражка может превратиться в неоправданную роскошь.

– Не будем забывать, что в Осло самая разветвлённая система метро в Европе «на душу населения». И наверное, внутренне норвежцы готовы пересесть на метро, автобусы и велосипеды, в принципе отказавшись от личного автомобиля, – комментирует участник праймериз Горохов. – В любом случае радикальный норвежский опыт явно не то, на что стоит ориентироваться калининградцам. А вот муниципальный транспорт, работающий как часы, я бы у них позаимствовал. И кстати, введение платной парковки будет стимулировать развитие системы общественного транспорта в нашем городе. Это ещё один несомненный плюс.

Похоже, эти плюсы понимают во всей России. Буквально на днях платные муниципальные парковки в тестовом режиме запустили в Нижнем Новгороде, в мае запустят в Курске. Уже работают парковки в Питере, Туле, Екатеринбурге, Москве. И заметьте, даже в Москве нет никаких социальных протестов! А уж, казалось бы, москвичи даже в булочную ездят на машине…
Опросы показывают удивительную картину – российские автомобилисты в массе своей поддерживают платную парковку.

Потому что понимают: город существует для людей, а не для железяк. В конечном счёте все мы периодически превращаемся из автовладельцев в пешеходов. И также заинтересованы в создании «безбарьерной среды для горожан», о которой говорит Андрей Горохов.

– Но нужно оговорить одну принципиальную вещь. Разумная инициатива с введением платы за парковку не должна превратиться в репрессивную, – заявил он на дебатах. – То есть если вы с семьёй поехали в кино или торговый центр, три-четыре часа парковки вам обойдутся в сто рублей, а не в пятьсот. Жители центра, а также льготники должны парковаться бесплатно. Ночную парковку, когда напряжённость на дорогах становится нулевой, стоит сделать бесплатной уже для всех.

Победитель получает всё

Собранные за счёт платной парковки средства (по оценке Горохова, в перспективе – это сотни миллионов рублей в год) он предлагает по примеру европейских стран направлять на благоустройство областной столицы. На строительство тротуаров на улицах и во дворах, создание детских и спортивных площадок, озеленение, ремонт фасадов исторических зданий. На всё то, что составляет понятие комфортной среды для жизни в XXI веке.

– Нужно понимать, что мы обустраиваем город и для самих калининградцев, и для будущих туристов, и для общего развития экономики региона, – заявляет Горохов. – Ведь качество жизни является одним из главных критериев, по которым крупные международные инвесторы сегодня выбирают места для размещения филиалов своих компаний. Получается, что благоустройство будет иметь кумулятивный эффект для всех сфер жизни в Калининградской области.

По его мнению, этот накопительный эффект способен распространиться и на взаимодействие Калининградской области с федеральным центром. Межбюджетные отношения в России устроены таким образом, что безынициативным регионам Москва выделяет средства весьма неохотно. Лишь необходимый минимум на выживание, не более того. Таков неписаный бюджетный закон – кто смел, тот и получает федеральные дотации и субсидии.

– Я это вижу даже на уровне нашего региона, – заявляет Горохов. – Город Багратионовск, где работает индустриальный парк «Экобалтик» и производится наш антисептик «Мирамистин», раньше не блистал благоустройством. Новое руководство стало активно подключаться к региональным программам развития. В итоге в Багратионовске сегодня ремонтируются дома, проводится освещение, строятся дороги и тротуары. Готов проект обустройства центральной площади, парка и культурно-досугового центра. Багратионовск начал работу, которую заметили в области, – и оттуда немедленно пришла поддержка.

Андрей Горохов уверен, что, если Калининград проявит инициативу по созданию комфортной среды для жизни, поддержка федерального центра не заставит себя ждать. И в итоге нам выделят средства, которые Москва из-за кризиса сегодня намерена придержать. Тем более что есть хороший повод – проведение чемпионата мира в 2018 году.

Идея, которая работает для людей

Конечно, Москве о нашем успехе ещё нужно будет доходчиво рассказать. А для этого калининградцам придётся плотно поработать в Государственной думе, ведь только депутатство даёт прямой выход на российское правительство.

– Я собираюсь баллотироваться в Госдуму как раз за тем, чтобы продвигать интересы региона, – не скрывает Горохов. – Есть много идей по развитию Калининградской области. Введение платной зоны муниципальной парковки в историческом центре города не единственная и, если честно, не самая главная. Но её достоинство в том, что это реальная мера, которая приведёт к быстрым позитивным изменениям в жизни горожан. Это способ не опускать руки и находить средства на развитие даже тогда, когда, казалось бы, ни средств, ни условий нет.



Визитная карточка

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

Горохов Андрей Юрьевич. Доктор экономических наук. Профессор Московского Государственного университета технологии и управления имени К.Г. Разумовского. В 2013 году избран депутатом Калининградской областной думы. Член постоянного комитета по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды, член комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры. Почётный работник отрасли боеприпасов и спецхимии.

Заместитель директора по развитию ООО «Инфамед-К» (выпускает препарат «Мирамистин»), автор технопарка «Экобалтик» в Багратионовском районе Калининградской области. В сентябре 2014 года избран председателем совета директоров ОАО «Корпорация развития Калининградской области».

 

На дороге

7 правил хорошей парковки

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

Как сделать, чтобы платная муниципальная парковка приносила людям пользу, не превращаясь в новый налог на автомобилистов? Мнение Андрея Горохова.

1. Плата за парковку должна быть справедливой, а не запретительной. О тарифах европейского уровня можно говорить только тогда, когда мы достигнем европейского уровня зарплат.

2. Необходимо будет увеличить парк городского общественного транспорта, запустив новые маршруты.

3. Платная парковка должна осуществляться только в центре Калининграда и не распространяться на весь город.

4. Жителям центра необходимо предоставлять специальные резидентские разрешения для бесплатной парковки.

5. Также должны быть введены льготы на парковку для различных групп населения: ветеранов, инвалидов, многодетных и т.д.

6. Ночную парковку нужно сделать бесплатной для всех.

7. Там, где необходимо, город должен организовать бесплатные перехватывающие парковки.

 

Наш выбор

22 мая – праймериз «Единой России»

Праймериз – это предварительное голосование по отбору кандидатов от партии, которых она затем выдвигает на выборах. Праймериз «Единой России» приурочены к сентябрьским выборам в Государственную думу.

Предварительное голосование будет открытым. Каждый житель Калининградской области, достигший избирательного возраста, сможет прийти и проголосовать за человека, которого хотел бы видеть на посту депутата Государственной думы от нашего региона. А если вы увидите в бюллетене фамилии нескольких уважаемых вами людей, можете отметить их всех, поставив сразу несколько галочек!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram