Аргументы Недели → Общество № 17(508) от 6.05.16

Охота на строителя

Реформы, продвигаемые крупными компаниями, означают потерю дохода для 15 миллионов человек

, 08:25

Вот уже совсем скоро в российский парламент будет рассматривать законопроект, который коренным образом поменяет привычные контуры строительного комплекса страны. По мнению экспертов, законодательные изменения дадут старт переделу  рынка в интересах крупных компаний – застройщиков и подрядчиков. По разным оценкам, порядка 65 – 70% небольших фирм рискуют оказаться за бортом, лишившись заказов, а их сотрудники останутся без работы. Очевидно, что новые правила отразятся  на конечном потребителе, то бишь, на цене квартир для граждан и стоимости строек для государства. Однако, обо всём по порядку…

Накануне нового, 2016 года, в своём обращении к Федеральному Собранию Президент Владимир Путин особое место отвёл проблемам строительной отрасли. Причины тому на лицо. Чудовищная коррупция при проведении конкурсов, хищения на стройках, серия скандалов, омрачивших подготовку к Сочинской Олимпиаде, а в дальнейшем – проблемы с вводом в эксплуатацию космодрома Восточный стали притчей во языцах. Объём проблем настолько велик, что потребовалось вмешательство первого лица государства.

Как водится, чиновники поручение Президента внимательно выслушали, взяли под козырёк и… реализовали в соответствии со своим собственным пониманием дела. Так, профильное ведомство, Министерство строительства и ЖКХ РФ в тесном сотрудничестве с Минэкономразвития России разработало собственный вариант реформы строительного комплекса в целом и его важной части – системы саморегулирования – в частности.

Вопреки ожиданию, министерские эксперты предпочли не обращаться за советами к сообществу и не проводить какую-то мощную аналитическую работу. Более того, даже готовый законопроект и поправки к нему не только не были размещены для ознакомления на министерских сайтах или предложены для обсуждения сообществу, но держатся в строгой тайне. Как будто речь идёт о секретах, один взгляд на которые может разрушить национальную безопасность страны! Пакет документов уже направлен на рассмотрение в Правительство РФ и далее будет передан парламентариям.

Тем не менее, основные тезисы, которыми оперировали разработчики, стали известны и встретили скептическое отношение профессионального сообщества. Более того, именно эти тезисы и дали понять, почему вдруг стал так «секретничать» Минстрой и кто мог быть настоящим заказчиком проекта закона. Затем на суд общественности попал и чистовой вариант самого документа.

Круговая порука и миллионные платежи

Итак, прежде всего, министерские эксперты прописали в законопроекте, что в СРО (саморегулируемой организации) должны состоять только подрядчики, заключившие договоры подряда непосредственно с самим заказчиком (в том числе государственным или муниципальным). То есть субподрядчики в СРО могут не состоять вообще. Это означает, что мелкие и средние строительные компании, если они хотя остаться на рынке, должны напрямую работать… со своими крупными собратьями!

То есть, уже топ-менеджмент больших корпораций будет решать, с кем им удобнее работать, кто выживет, а от кого можно будет отказаться. Это в лучшем случае. В худшем генподрядчики просто-напросто создадут свои дочерние фирмы, которые будут специализироваться на отдельных видах работ и вовсе откажутся от услуг сторонних предприятий.

Сами СРО тоже претерпят коренную реформу. Они превращаются, по факту, в центры по сбору документов и денег. Большинство полномочий будет передано на уровень Национальных объединений, которые смогут принимать обязательные стандарты для всех СРО, проводить аттестацию некоторых специалистов – работников членов СРО, вести Единый реестр аттестованных специалистов и многое другое.

Будут отменены прописываемые ныне в допусках перечни, где конкретно указывается, какие виды работ может выполнять строительная компания, а какие – нет. Останется только общая информация: свидетельство на изыскание, проектирование и строительство.

Весьма пикантным моментом станет введение ответственности СРО за надлежащее выполнение состоящими в партнёрстве предприятиями работ по договорам подряда. То есть, если какая-то фирма из состоящих в партнёрстве вдруг сорвёт сроки или начнёт делать брак, то отвечать за неё придётся СРО. То есть, и остальным членам партнёрства. Иными словами, вводится практика круговой поруки. Как отмечают эксперты, эта норма может дать нечистым на руку дельцам возможность практически безгранично выдаивать деньги у добросовестных строителей. А именно – срывая контракты по договорённости с заказчиком и добиваясь компенсации претензий за общий счёт.

Этим финансовые риски нового законопроекта не ограничиваются. Вместо одного компенсационного фонда (как сейчас), строители будут вынуждены для получения свидетельства вносить денежки в два фонда – один для возмещения вреда, другой для обеспечения договорных обязательств. Увеличится и размер взносов. Малые предприятия будут вынуждены платить от 1 до 5 миллионов рублей, в зависимости от стоимости контрактов, с которыми они будут работать. В условиях, когда многие строительные фирмы находятся на гране банкротства, дополнительные поборы вполне могут поставить точку в деятельности многих предприятий.

Мир – олигархам, война – рабочим?

Пожалуй, первым забил тревогу первый вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров, написавший открытое письмо на имя Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Анвар Шамухамедович, почётный архитектор, строитель с огромным стажем, возглавлявший Госстрой России на протяжении 12 лет, прямо назвал тех, кто получит выгоды от новой реформы. И это крупные генподрядные организации, работающие на объектах, финансируемых за счёт бюджетных средств.

По его словам, меры, предлагаемые Минстроем, приведут к выдавливанию со строительного рынка практически всех малых и большинства средних строительных предприятий, в том числе осуществляющих жилищное строительство.

«Строительные олигархи, приближённые к министерству, стали заявлять о необходимости вытеснения со строительного рынка страны не менее 70% строительных организаций, – отмечает Анвар Шамузафаров. – Но ведь известно, что за счёт бюджетных средств финансируется только от 17 до 22% всех строек страны. А в жилищном строительстве за счёт бюджетов всех уровней приобретается не более 11% ежегодно вводимого жилья».

В его обращении приведены и конкретные цифры потерь, которые может понести отрасль от планируемых преобразований. При сохранении привилегий только для генподрядных организаций с учётом реальных объёмов финансирования строек страны за счёт бюджетов всех уровней, из 5,4 миллиона работников строительства могут лишиться права работы строительные предприятия, на которых трудятся от 3,7 до 4,8 миллиона человек. С членами семей этих работников без средств к существованию могут остаться от 11 до 15 миллиона человек!

Сто первый способ отъёма

Не менее жёстко высказался по поводу министерских идей и другой патриарх российского строительного комплекса Ефим Басин. Это тоже человек, с чьим мнением трудно не считаться. Ефим Владимирович Герой Социалистического труда, почётный строитель, прошедший путь от простого рабочего до главы крупных строительных компаний. На его счету множество строек, начиная от БАМа и кончая объектами последней сочинской Олимпиады, а также опыт руководства Национальным объединением строителей.

По его мнению, субсидиарная ответственность, которая закладывается в законопроекте станет ещё одной коррупционной схемой.

«Вполне допускаю ситуацию, когда заказчик на уровне муниципалитета будет договариваться с подрядчиком о срыве сроков строительства, а отвечать будет не подрядчик, а СРО – все её члены, – отметил Ефим Басин. – Как такое можно закладывать?! Какая схема предлагается? Подрядчик сорвал сроки строительства, и хотя есть договор, где оговорена ответственность сторон, заказчик предъявляет требования не к подрядчику, а к СРО, у которой деньги в компфонде уже собраны. А СРО потом должна регрессным иском предъявлять претензии через суд к подрядчику, которого может уже не существовать. Более того, подрядчик один, а у него есть субподрядчики, которые также должны деньги вытаскивать из генподрядчика через суд. Да мы утонем все в этих судах, годами будем судиться!».

Отметим, что и он назвал сходные цифры потерь, которые может понести отрасль. Требования обязательного членства в СРО только генподрядчиков, полностью разрушают действующую систему саморегулирования. 70% компаний  малый и средний бизнес – выпадают из СРО и окажутся просто брошенными. Вместо того, чтобы поддерживать малый и средний бизнес, разработчики закона оставляют его один на один с крупными генподрядчиками. А значит, новый законопроект работает не на защиту строителей, а на защиту крупных заказчиков и крупных олигархов-застройщиков.

Несомненно, что реформы, которые пытается втихомолку провести Минстрой, серьёзно затронут строительный рынок. Затронут они не только интересы миллионов строителей, которые рискуют остаться без работы, но и интересы покупателей, для которых жильё станет ещё менее доступным из-за монополизации отрасли крупными компаниями. Затронут они и интересы государства, которое может получить обратный эффект – не удешевление, а удорожание строек, рост коррупции и новые скандалы.

Профессиональные строители Анвар Шамузафаров и Ефим Басин говорят не только от своего имени. За ними строительное сообщество, мнение которого снова игнорируется «профессиональными реформаторами». Остаётся только надеяться, что набат, в который бьют строители, будет услышан…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram