Аргументы Недели. Волгоград → Общество

«Интернет вещей»: будущее уже наступило

, 13:32

Рынок телекоммуникационных услуг в России фактически достиг потолка развития: у каждого оператора есть большая лояльная группа абонентов, цены снижены до минимума, плотность покрытия почти по всей стране достаточная для перемещений без потерь связи.

Одни эксперты, например, аналитики J’son & Partners Consulting, отмечают стагнацию этого рынка и невозможность экстенсивного роста. Другие, скажем, генеральный директор компании «Инсис» Артем Черанев заверяют, что потенциал развиваться «вширь» у телекома еще остается: «Потенциал расширения заложен в допродажах услуг. Если абонент пользуется твоим интернетом, без лишних затрат его можно перевести на твое телевидение или телефонию, предложить ему допсервисы (антивирусы, игры и т. д.)». Вплоть до покупки «фирменных» смартфонов – российские операторы один за другим следуют этому вектору.

Однако есть и другой путь, который позволит телеком-игрокам завоевать новые территории и прирасти абонентами: «свежеподключившимися» станут вещи. Автомобили и бытовые приборы, медицинское оборудование и промышленные станки – примерно в 2008 году общее количество таких предметов, имеющих выход в Интернет, превысило число жителей Земли, а к настоящему моменту стало едва ли не в три раза больше (около 20 миллиардов). На смену «социальному интернету», сети, создаваемой пользователями, приходит «интернет вещей» – сеть, представляющая собой симбиоз человеческой деятельности и функционирования всех принадлежащих человеку вещей. Соединить весь предметный мир нашей жизни в единое целое – вот какова миссия грядущего Web 3.0.

Российские мобильные операторы стараются оседлать этот тренд и научиться извлекать из него выгоду, принося пользу абонентам. Впрочем, все чаще «абонентами» становятся неодушевленные объекты: МТС объявила «интернет вещей» одним из основных драйверов своего развития, отметив, что более 45% сим-карт, реализованных в 2015 году, предназначены для обмена данными между устройствами и лишены возможности голосовой связи. Наибольшей популярностью услуга передачи данных между устройствами пользовалась у крупных промышленных и торговых компаний. На этот сегмент пришлось более 70% новых таких абонентов МТС в 2015 году. На втором месте – государственные и муниципальные предприятия, чья доля в новых подключениях составила 14%. Малый и средний бизнес пока только начинает применять «интернет вещей» для оптимизации своих процессов, но его доля тоже приближается к 14% в новых подключениях.

Каким будет завтрашний день, день победившего «интернета вещей»? Постараемся вообразить его вслед за уже приоткрывшими занавес тайны технологическими аналитиками.

«Умный дом»

В условном 2026 году дома большинства жителей Земли (по крайней мере, самых развитых стран) будут пронизаны беспроводным интернетом и будут знать хозяина лучше, чем он сам. Будильник прекрасно помнит, в какое время человеку нужно просыпаться и идти на работу, и пока вы продираете глаза и двигаетесь по направлению к ванной, кофемашина уже начинает готовить ваш утренний эспрессо. Фактически, вы всегда будете жить в гигантском интернет-пузыре, собирающем о вас каждое мельчайшее сведение и строящий на основании этих больших данных представления о вашей личности – намного более точные, чем сможет составить лучший психолог: этот невидимый компьютер будет опираться на цифры и алгоритмы, а не на интерпретацию того, что вы сами говорите. Уже сегодня мы можем наблюдать первые формы такого глубинного знания о нас, когда видим в сети рекламу, «заточенную» под наши интересы. Но если пока все это используется в сугубо маркетинговых целях и имеет довольно примитивный вид, то через 10 лет нас начнут понимать не только поисковые системы, но и любые предметы.

«Умные дома» будут превращаться в единую информационную и интеллектуальную среду, создавая для их жителей персональное пространство, которое будет обеспечивать им помощь и защиту. Все это – в идеале – должно высвободить бездну времени, которое человек сможет направить на что-то полезное или давно желанное, частное или общественное. Ведь если каждый из 7 миллиардов землян сэкономит по 15 минут в день на принятии мелких решений (за него их будут принимать вещи), то это высвободит в планетарном масштабе ежегодно 638 миллиардов часов! Сколько всего можно создать совместными усилиями за такое время? Открытый вопрос; но «интернет вещей» изменит наши жизни именно в таком духе: научит оценивать любое действие с точки зрения больших данных, смотреть на него как бы с высоты. На смену ежедневным тратам – бюджетирование на год; вместо краткосрочных планов – жизненная стратегия; при наличии информационной среды, которая сама проведет за нас все расчеты, это станет нам по силам.

И люди, и животные на связи

Технология нашла свое применение в сельском хозяйстве: владельцы животноводческих ферм цепляют крошечный чип на коров или коз и без опасения потерять животное отправляют его пастись. «Электропастух» поизощреннее может еще и наблюдать за физическим состоянием скота, измерять температуру и брать микропробы крови на анализ. Сегодня собранная на расстоянии информация просто передается хозяину, но в будущем возникшие проблемы будут решаться без его участия или как минимум с меньшими затратами времени: «прописать» буренке нужное лекарство и даже сделать укол сможет и робот. Со временем, как и любая технологическая новинка, эти системы подешевеют, а значит, станут доступными не только для фермеров, но и для частных лиц – а значит, собаки и кошки будут гулять сами по себе, не оставляя хозяев в тревоге. Уйдут в прошлое объявления в соцсетях о потерявшихся домашних животных – их местонахождение будет всегда показываться на карте.

Навигационные функции – пока, в основном, без медицинских дополнений – есть у многих современных смартфонов, а операторы поддерживают и поощряют эти технологии. Так, у той же компании МТС в каждом брендированном устройстве установлено приложение, с помощью которого можно видеть на карте, где находятся ваши родные. Пока что такие функции – не совсем «интернет вещей», но как только смартфоны научатся анализировать маршруты детей и сообщать о подозрительных отклонениях родителям, будущее, которого так ждут IT-гуру, наступит.

Еще один пример из этого ряда, уже ставший реальностью: сигнальные браслеты для пациентов больниц. Даже согласно действующим в России правилам пожарной безопасности (носящим, правда, рекомендательный характер), такие вещи обязательны для стационаров: браслет издает звуки, мигает и вибрирует в случае пожарной тревоги, но его функционал может быть и серьезно расширен. Тоненькая полоска пластика на запястье сможет контролировать состояние больного, когда в непосредственной близости нет врачей, собирать и анализировать поминутные изменения его самочувствия, а также напоминать о процедурах. Пока что даже самые простые сигнальные браслеты есть, мягко выражаясь, не в каждом медицинском центре, но это опять-таки вопрос стоимости: через несколько лет такие системы наверняка станут доступнее, массовее и совершеннее.

Вещь исполняет поручения

По мнению аналитиков Gartner, сейчас тремя основными вертикальными рынками, где применяются технологии «интернета вещей», являются производство, коммунальное хозяйство и транспорт: на эти три отрасли в сумме придется 736 млн подключенных устройств. Но к 2020 году на первое место выйдут коммунальные услуги, производство будет на втором, а третье займут государственные организации, и все вместе они будут использовать 1,7 млрд «вещей». Доля государства вырастет, поскольку администрации городов выделяют средства на «умное» освещение улиц и жилых районов в целях экономии электроэнергии, а коммунальное хозяйство обгонит всех за счет инвестиций в умные счетчики.

Сейчас никого не удивляют фонари или водопроводные краны с датчиками движения, экономящие немало киловатт, а в будущем те же осветительные системы научатся сами оценивать требуемый уровень яркости в зависимости от количества прохожих, а сантехника – не расходовать лишнюю воду. Понятно, что вместе с благими начинаниями придут в нашу жизнь и спорные явления: тотальное отслеживание перемещений любого гражданина станет обыденностью. Хотя кого мы обманываем: оно и сейчас – обыденность, в будущем лишь автоматизируется по максимуму.

Чтобы описанное будущее приблизилось, нужен массовый спрос на «интернет вещей»: тогда и цены на прогрессивное оборудование пойдут вниз, и скорость разработок вырастет. Чтобы расшевелить пользователей смартфонов и подстегнуть их использовать самые новые технологии, операторы начинают заключать неожиданные контракты. МТС и международный производитель бытовой техники Redmond в ноябре 2015 года подписали соглашение о партнерстве в области «интернета вещей» для частных лиц – это первое событие такого рода в России. Сим-карты МТС устанавливаются в смартфоны, которые продаются вместе с такими бытовыми приборами, как кофеварка, электрический чайник, кухонные и бытовые весы, мультиварка и утюг. Абонент может отследить статус работы прибора, проверить, выключен ли утюг, заблокировать возможность его включения, если дома дети, или согреть дом к своему возвращению. Еще немного, и эти абсолютно реальные возможности перестанут звучать фантастически.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram