На крыльце администрации региона, где чиновники и депутаты регионального уровня каждое утро легко пробегают в свои комфортные кабинеты, стоит продрогшая, немолодая, но полная решимости женщина.
Бывшая работница некогда знаменитого на весь Красноярский край Зыковского кирпичного завода в Берёзовском районе Татьяна Былина говорит подоспевшим журналистам: сейчас и она, и её муж, отработавший на производстве более 40 лет, перебиваются случайными заработками. Завод для её семьи закрыт. Ведь последние полтора года она и почти сотня её товарищей – коллег по производству – выброшены за его пределы. В руках у рабочей по транспортировке кирпича вместо привычного инструмента – плакаты. На них – призыв к властям и полиции услышать мнение трудового народа и вернуть их на завод. «Полиция в Берёзовском районе не видит воров!» – гласит самодельная надпись на картоне. Почему до сих пор не услышан рабочий класс? – недоумевает пикетчица.
Полтора часа на северном ветре делают своё дело – женщина замёрзла, но сдаваться явно не собирается. Как и все жители Берёзовского района, кто уверен в бездействии властей и покровительстве злоумышленников, фактически оккупировавших завод. Рабочие проводят с упорным постоянством многочисленные одиночные пикеты. Перед выступлением на крыльце администрации края они устраивали пикетирование на проходе к царственному зданию Международного выставочного комплекса «Сибирь», где проходил Красноярский экономический форум, стоимостью в 100 млн рублей.
Тогда двух отдельно стоящих активисток оттеснили от места дислокации хорошо обученные стражи порядка всей своей мощью и толпой – и никакого протокола о незаконном задержании рабочих не было составлено. «Полиция и власть Берёзовского района не видят воров! Не слышат рабочих! Власть интересует собственное благополучие! Проблемы рабочих – это проблемы самих рабочих!», «Уважаемый губернатор! Верните нас на рабочие места!» – эти лозунги так и не привлекают внимание властей. Ещё на одном плакате – прямое обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с призывом вмешаться в ситуацию с Зыковским кирпичным заводом, который захватили «бандиты с полицией». История попала на страницы федеральных изданий.
Один из интернет-ресурсов тогда сообщил, что в пресс-службе краевой полиции рассказали, что у здания МВДЦ «Сибирь» в разное время с плакатами стояли две женщины. Полицейские якобы предложили им поехать в отделение, чтобы написать заявления по данным проблемам, а те, мол, сами согласились.
Причина народных гнева и протестов зародилась в Берёзовском районе после совершения группой предпринимателей серии преступлений. К которым оказались глухи и слепы и правоохранители, и власти предержащие. Рабочие выходят уже полтора года на многочисленные пикеты, пишут заявления в прокуратуру, губернатору – толку нет.
Так, за последние несколько лет на заводе произошло столько преступлений, за которые по общей совокупности и тяжести содеянного в любой развитой стране организаторы получили бы, наверное, пожизненные сроки лишения свободы. Но только не в Берёзовском районе Красноярского края.
Главное преступление против трудового коллектива и настоящих собственников, как считают рабочие, – бандитский захват завода местными «предпринимателями». Причём людей выгоняли с предприятия три раза – под угрозой оружия и личной расправы. Напрашивается вопрос – возможны ли такие действия без согласования с полицией? Думаю, ответ очевиден. Так, по их воспоминаниям, последний раз ЧП произошло, как на войне, – в 6 утра 6 сентября 2014 года. Тогда на кирпичный завод ворвалось около двух десятков вооружённых пистолетами и автоматами наёмников на нескольких машинах, и работяг вытолкали взашей. Правда, по заявлению начальника ГУВД по Красноярскому краю генерала Антонова во время личного приёма работников и собственников кирпичного производства, «оружие «Сайга» – это не автомат» (однако отмечу – это и не однозарядное дробовое ружьё). Некоторые при стычке с захватчиками серьёзно пострадали: кому-то разбили голову, кому-то переломали конечности.
Один из сопротивленцев, активист рабочего движения за возвращение завода из рук «бандитов» (как называют тех, что совершил фактически рейдерский захват промышленного предприятия) Олег Холоденко вспоминает: «Я до того времени был начальником производства. И вот – приехала бригада наёмников с битами, пистолетами, автоматами. Рабочих на участке просева песка на пол положили под дулами автоматов, забрали телефоны! Мастеру-женщине приказали – хоть пикнешь, и ты рядом ляжешь... Одному нашему работнику пробили голову, другому сломали ногу – открытый перелом в двух местах. Когда их выносили с территории, рядом стояла местная полиция и никаких мер не предпринимала. Стояли и просто улыбались!»
Реакция полиции удивляла рабочих не раз. Ведь за несколько лет завод трижды брали пришельцы-предприниматели в свои руки. Был нанесён ущерб имущественному комплексу – разгромлены кабинеты, разбита техника, выломаны двери, а что-то просто разграблено.
Больше всего гнев взывает то, что ни по одному преступному эпизоду так и не было заведено уголовное дело! При наличии большого количества свидетелей, потерпевших, исковых заявлений расследование полиции напоминало скорее попытку уйти от ответственности и не принимать никаких мер по расследованию многочисленных, наглых преступлений.
По тем ответам из правоохранительных органов, которые видели рабочие, полицейские из Берёзовского РОВД не считают творящееся на заводе каким-либо преступлением. А на словах говорят – вот если бы убили кого-то, цитирует высокопоставленного полицейского Холоденко. Почему стражи порядка, призванные пресекать любые нарушения закона, не дают отпор бандитам? А полиция в ответ – они, мол, «отбивают свою территорию». На каком основании «предприниматели» сочли завод своим? Захват завода посреди дня, машины без номеров, вооружённое нападение на людей: разве этого мало, чтобы возбудить уголовные дела и наказать по всей строгости закона виновных, возмущены рабочие.
Ещё один вопиющий случай произошёл после того, как на заводе в счёт уплаты долгов судебными приставами была арестована крупная партия кирпича. Штабели из 4 миллионов штук кирпичей и общей стоимостью 38 млн рублей хранились на территории предприятия. Однако после захвата завода бандитами крупнейшая партия стройматериала бесследно пропала. Сейчас в арбитражном суде слушается дело по иску собственников кирпича, которые требуют возмещения ущерба похищенного от Управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю. По информации рабочих, приставы в свою очередь хотят привлечь к делу полицию, фактически устранившуюся от поиска кирпича и не возбудившую до сих пор уголовное дело по факту хищения. 17 февраля 2015 года прокурор Берёзовского района выдал предписание: возбудить уголовное дело в течение 3 дней. Больше года прошло с тех пор, однако документ надзорного ведомства до сих пор полиция игнорирует! Напрашивается ещё один вопрос – куда ушли деньги от похищенного кирпича? Кроме того, в рамках проведения расследования собственниками кирпича в полицию был отправлен запрос – разобраться, кто же сейчас хозяйничает на заводе. Ответа, который бы ставил точки над i, до сих пор нет. То есть полиция не выполняет свои прямые обязанности и покрывает своим «бездействием» (а скорее всего, халатностью) преступников – такой вывод напрашивается после выяснения всех обстоятельств трагических событий на заводе за последние годы. Мало того, полиция держит у проходной завода круглосуточный пост из трёх сотрудников, которые не пускают на завод ни собственников, ни работников, отдавших заводу многие годы своей трудовой жизни, иначе говоря – охраняют покой бандитов, тем самым уподобляясь таким же бандитам.
* * *
Рабочие, изгнанные с предприятия, создали стачком, проводили народные сходы, пикеты, но их многочисленные обращения к губернатору края, депутатам ЗС края и Госдумы страны, главам МВД страны Владимиру Колокольцеву и региона Вадиму Антонову результатов не дали.
Последний раз во время пикетирования здания правительства к Татьяне Былиной вышел рядовой представитель администрации. А находившегося рядом с коллегой Олега Холоденко пригласили на беседу в управление губернатора Красноярского края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений. Орган, призванный разбираться в фактах коррупционной направленности, до сих пор не увидел в бездействии Красноярской полиции фактов коррупции. Однако по поручению губернатора края Виктора Толоконского в марте должно было состояться заседание антикоррупционной комиссии под председательством вице-премьера края (куратора промышленности) Юрия Лапшина о нормализации работы завода в посёлке Зыково. Однако заседание так и не состоялось или прошло в келейном режиме, а Холоденко вместо ясного ответа на свой злободневный вопрос – когда же рабочих пустят на завод и накажут виновных в преступлениях? – услышал лишь призыв «успокоиться» и не бастовать под окнами правительственного органа.
Рабочие Зыковского кирпичного во весь голос называют события на их предприятии повторением трагедии в краснодарской Кущёвке, где банда держала в страхе и расправлялась с неугодными местными жителями без какого-либо преследования со стороны полиции. История в Берёзовском районе по масштабам преступлений давно вышла за пределы района, выходит на страницы федеральных СМИ. Поэтому есть надежда, что если не в крае, то на уровне правительства страны и правоохранительных органов федерального значения в их посёлок приедут следователи высокого ранга. И главное, не связанные круговой порукой с местными «предпринимателями».
Таковы чаяния народа. Кирпичный завод в Зыково – градообразующее предприятие, работать там больше негде. А пока трудовой коллектив готовится к новым пикетам, забастовкам и обращениям: власть их до сих пор не видит, не слышит и не замечает. Ну разве только на своём крыльце, когда замёрзшая женщина портит им пейзаж из окон и немного – репутацию чиновников.