Валерий Аксенов: «Эти дураки могут скакать сколько угодно!»
13 апреля 2016, 12:44 [«Аргументы Недели. Крым», Глеб СТАРОВОЙТОВ ]
С депутатом крымского Госсовета, заместителем председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, «Аргументы недели» прошлись по широкому кругу вопросов от крымских дорог до международной обстановки.
АН: Валерий Николаевич, дороги так и остаются местной проблемой. Взять трассу Керчь-Симферополь. Совсем недавно ее ремонтировали. Путин даже прилетал. А все равно на ней выбоины. Пока ремонтировали – все в пробках стояли. Ждали светлого будущего. А оно если и наступило, то на этой дороге как-то очень местами. И на многих других крымских шоссе та же самая беда – будто немцы бомбили. В чем проблема?
Плохое состояние этой трассы – как нож в сердце. Ведь именно по ней россияне с «материка» едут в Крым. Она – как наше лицо, вывеска. И она – показатель нашей работы. Но я не могу согласиться, что она настолько уж плоха. Да, есть проблемы, но они во многом имеют объективные причины. Прежним руководством недостаточно хорошо была налажена служба контроля за производимыми работами.
Ошибки были, никто не отрицает. Но эта дорога, по сути, наш учебник. На ней мы учились работать по российским правилам, по российским законам и порядкам. До этого у нас просто не было такого опыта. Все же украинские порядки, в которых раньше варились крымчане, отличаются от российских, как небо от земли.
Существует серьезная проблема со стройматериалами. Тот же гранитный высев для работ приходится возить с «материка». Это недешево, сразу накручиваются коэффициенты, подскакивает стоимость работ. Крым живет и работает в особых условиях, это надо иметь в виду.
Во-вторых, проблема позднего финансирования. Из-за этого работы начались только во второй половине июля. Есть проблема с мостами. Их нужно обследовать, привести в порядок. Самый новый из этих мостов – 1972 году постройки.
В работе не только местные строители. Приходят серьезные предприятия с материка. Работают краснодарские фирмы. Опыт за прошлый год получен огромный. Посмотрим, как пойдут дела у новой команды. Поток туристов ожидается большой. Мы не можем ударить в грязь лицом.
АН: В связи с проблемами в Турции и Египте ожидается большой наплыв туристов в Крым. Но у многих россиян имеются опасения. Вдруг украинские отморозки снова перегрызут ЛЭП и оставят полуостров без электричества? Отдыхать в темноте – мало приятного. Автомобилистов пугают огромные пробки и проблемы с въездом на полуостров.
Эти страхи излишни. По информации комитета госсовета, больше чем в половине наших курортов и санаториев выкуплено до 90 процентов путевок. От украинского электричества они не зависят. Так что эти дураки могут скакать сколько угодно, это нас не волнует! Во-первых, электричество теперь поступает с «материка», а к первому мая будет сдана еще одна очередь кабеля и проблема будет снята окончательно. А во-вторых, все санатории оборудованы дизельными электростанциями.
Так что сегодня энергетика Крыма гарантирует стопроцентное обеспечение всех санаториев и водой, и электроэнергией.
Мы обращаем внимание на модернизацию санаториев. Есть старенькие, где в номерах телевизора нет или холодильника. Но это все временно. Выделим те, куда требуются инвестиции. Некоторые будут передавать в аренду с последующим выкупом с условием, что новый владелец вкладывает определенную сумму и доводит до мирового уровня сервиса. В прошлом году такие примеры уже были.
Очень не хватает возможности взять кредит на эти нужды. Желательно чтобы сюда пришли Сбербанк и ВТБ. Мне не понять, почему эти банки с государственной долей на Украине почему-то работают, а тут нет. Странно.
Не буду слишком мазать все розовой краской. Проблем пока хватает и в этой области. Мы слишком мало еще находимся в составе РФ. Разве можно практически за год перевернуть то, что не делалось чуть не с 1954 года? Надеемся на помощь правительства. Курортных зон в России не так ужи много. Стоило бы вложить деньги в развитие крымских санаториев. К сожалению, многие частные инвесторы сдуваются, когда слышат суммы. Но, думаю, в течение 3 лет эта отрасль Крыма будет налажена. Хотя это будет непросто. Украина отсюда только выкачивала деньги. Остался, по сути, один скелет. Ну да ладно, кости есть – мясо нарастет.
Критиковать министерство туризма не стоит, они очень многое делают. Большая работа проводится, чтобы вывести этот бизнес из тени. Опять же, наследие украинских порядков – построено много мини-гостиниц. Но они не привыкли работать честно, по закону. На Украине это было не принято. Проще было отделаться от милиции или других органов взяткой. Люди получают доход, но за коммунальные услуги не платят. Декларируют что это не гостиница, а просто дом в частном секторе, а это другие расценки. Это не справедливо. Идет повсеместное укрытие от уплаты налогов. Сейчас проводится гигантская работа по выявлению таких теневых гостиниц. Налоговые органы стараются. Ничего, люди научатся работать честно. Никуда не денутся.
А очередей на переправе бояться не стоит. С этим стало гораздо легче. Плюс от Новороссийска в Севастополь будет ходить паром. Также рассматривается вопрос об увеличении морских перевозок. Это зачастую удобней даже не автомобилистам, а обычным туристам. Скажем, приехал человек на поезде до Анапы, и идет в порт. Не едет на наземном транспорте по жаре, а с комфортом добирается по морю с ветерком в Евпаторию. В свое время Украина распродала почти весь флот. Мы решаем этот вопрос. Будем наращивать группировку паромов. Не так важно количество, важно чтобы было много причальных стенок – пускать больше кораблей.
Ждем всех в гости. Отпуск точно не испортим!
АН: Среди россиян возвращение Крыма вызвало оптимизм еще в одной сфере. Немало тех, особенно на «северах», кто рассматривает полуостров, как место, куда можно будет переселиться на пенсии. Крым стал номером один в этих грезах. Предполагаете ли вы бум жилищного строительства с учетом этого?
Знаю, что есть программа в Ленинском районе, возле города Щелкино. Там идут проектные работы. Многие военные будут сюда приезжать, приобретать недвижимость по ипотечной программе, то оседать здесь. Сейчас идут подготовительные работы.
Строительный бум ожидаю со следующего года. Признаки уже есть. Я уже десять лет в Крыму живу. Раньше, когда заезжаешь в любой город — видишь неподвижные краны, которые с 2008-2009 стояли без движения. А сейчас смотришь — в разных концах города начинают шевелиться. Строительство будет.
Вопросы пока возникают по сокращению сроков при прохождении инвестиционных проектов. Наше неумение работать с ними часто приводит к тому, что потенциальный инвестор, желающий вложить деньги в экономику Крыма, разворачивается и уходит. Ничего, мы быстро учимся, проблему решим.
Есть сложности и объективного характера. Например, с песком. Раньше все возили из Запорожья — и песок, и щебень. Так что нужно что-то решать с обеспечением строительными материалами. Это потянет за собой и всю промышленность. Надо ее в срочном порядке развивать. До смешного доходит. Взять те же мусорные контейнеры. Сейчас их к нам завозят из России. Что, их здесь нельзя что ли варить? Это же не самолет собрать, справились бы как-нибудь с такой сложной «механикой».
Можно бесконечно ругать и говорить, что люди ничего не делают. Но нужно понять, что людям надо перестроиться. Это не одномоментно происходить. Мы четверть века жили под Украиной. Разучились многое делать. Человек, которого взяли в новую семью, должен сначала привыкнуть к новым родственникам. Но мы привыкаем! Я своими глазами вижу, как люди меняются, и начинают по-настоящему пахать.
Украинские проблемы возникают повсюду. Многие здания до сих пор не сданы строителями. Почему? А они начали строиться по украинской документации, российским не соответствуют. И что теперь? Не сносить же начатое. Ищем варианты, возможности.
Или вот пример. Есть два города — Красноперекопск и Армянск, там нет центрального отопления. При Украине разрешали делать вентиляцию, выходящую в общую. В России так запрещено— нужно отдельно. Будем адресовать в Госдуму все эти разночтения.
АН: Молдова – ваш родной регион. Как оцениваете те события, которые там происходят вокруг Приднестровья?
Почему удалась крымская весна? Потому что лидеры разных групп людей поняли, что нужно все делать вместе, если хотим чего-то добиться. В Молдавии нет явного лидера, который бы не запятнал себя призывами вступить в Европу. Эту тему уже обмусолили в начале 90-х годов, что Молдова — европейская страна. Может, она на карте находится в Европе, но все экономические вопросы решались в составе СССР. И без этих связей экономика Молдовы рухнула. Люди это понимают, и за этими лозунгами уже не пойдут.
Вторая проблема — спрашиваю — почему вы русскоговорящих не привлекаете к руководству? Это же примерно 30 процентов населения. Это мощнейший рычаг, а они его не используют. Зациклились на национальном вопросе.
Я когда в Крым приехал десять лет назад, был поражен. Здесь все только и говорили, что «Крым — Россия». А в Молдавии? Вот взять «Лукойл» — убрали оттуда всех русских, поставили всех молдаван. То же самое делается на Украине. Результат вы видите. Экономика пикирует на дно. В СССР в национальных республиках этот вопрос решался грамотно. Пусть начальник местный, а зам — кто-то из русских. Тогда и уважение будет.
Ну, раз не хотят, значит, нам надо самим русские кадры перетягивать в Россию. Среди них много высококвалифицированных людей. Предложить им выгодные условия, чтобы человек переехал сюда. Было бы неплохо. Но у нас такой программы нет. А зря. Проблема кадров стоит очень остро. Попробуй найти энергетика с высшим образованием здесь в Симферополе? Одни юристы и экономисты. И ребят этих жаль, они же корочку получили. Но трезво посудить – свои пять лет жизни и деньги они просто выбросили. Этих менеджеров и юристов нынче, как собак нерезаных. Ходят без работы. Сейчас будем думать, как в Крыму сделать систему подготовки среднего звена управленцев. Надо показать человеку, как правильно письмо подготовить, как запрос составить. Не можем же мы все время варягов с материка сюда тащить. В Крыму своих умных и толковых ребят хватает. Нам нужно обратить внимание на практику США, которые ищут талантливых людей и приглашают на работу.
АН: Крым – земля воинской славы. Многие еще помнят про оборону Севастополя, каменоломни Аджимушкая и Евпаторийский десант?
В Евпатории как-то проезжал мимо памятника, задал сопровождающему вопрос – кому памятник? Тот замялся – во время войны было что-то. Эта непочтительность к памяти, конечно, удручает. Но он один ли в этом виноват? А власти, о чем они думают? Неужели трудно было на памятнике указать фамилии?
Мы начали поиски десантников, чтобы сделать памятные стелы. Чтобы люди помнили, им нужно рассказывать.
Спрашиваем у симферопольцев — а что вы знаете про улицу Крейзера? Или улицу 51-й армии? Мало кто скажет. Мы хотим через военно-историческое общество разработать программу, чтобы на улицах установить небольшие доски с информацией. Пройдет мальчишка, заинтересуется, что это там написано – и уже знает. Из малого семечка большое дерево растет.
Никак нельзя забыть и совсем недавние события. Это же тоже история! Хотим поставить памятник «вежливым людям». В московской художественной академии его уже делают. Чисто народный памятник. Стоит боец с автоматом, девочка ему цветы протягивает, и кот о ноги трется. Собрали приличную сумму денег. До сих пор идут деньги. Передают коммерсанты, школьники, все. Кто сто рублей, а кто и полмиллиона. Это было, считай, вчера. А уже история. Люди это не забудут. Без этих «вежливых людей» мы и дня бы не продержались.