Похоже, идея возведения в столице Среднего Урала храма Святой Екатерины стала для местной епархии неким «гештальтом»: построить во что бы то ни было и, в принципе, где угодно. Речь уже не идет о восстановлении Екатерининского собора на площади Труда. К 2023 году церковь собирается построить храм… на городском пруду.
«Странно не говорить о восстановлении к 300-летию Екатеринбурга главного храма города – храма во имя Святой Екатерины, именем которой и назван наш прекрасный город», – это высказывание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла опубликовано на официальном сайте епархии.
С этой идеей церковь выступает с 2010 года. Тогда, заручившись поддержкой свердловского губернатора, епархия вынесла вопрос в общественную плоскость и… натолкнулась на массовые протесты горожан.
Дело в том, что подавляющее большинство екатеринбуржцев родилось уже после 30-х годов (когда Екатерининский собор был взорван ради стройматериалов). Так что площадь Труда и фонтан «Каменный цветок» стали уже привычным местом отдыха горожан. Проведенные в 2010 году соцопросы показали, что идею восстановления собора на площади Труда не приемлет 70-90% населения города.
10 апреля 2010 года люди вышли на митинг протеста (по разным оценкам, собралось до 6 000 горожан), после чего епархия, скрипя зубами, отступила. Отступила, но не смирилась.
– Такой шаг, как митинг, не совсем правильное, ненормальное явление, когда люди противятся Церкви... Нужно помнить: всех людей, кто боролся против Церкви, Господь отметил – ни один человек, который противился Богу, не скончался своей смертью. Мы говорим, что противиться Богу есть очень опасно для самого человека, рано или поздно Господь пошлет ему вразумление, наказание. Это наказание Божие передается на протяжении семи поколений. Люди будут мучиться, иметь неприятности в течение очень долгого времени. …Не вразумились, не научились на горьком опыте, всё, продолжаем быть богоборцами. Ну что ж, кто что заслужит, тот то и получит, – заявил тогда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский владыка Викентий.
В начале 2015 года епархия вернулась к данному вопросу.
– Как можно жить без храма Святой Екатерины? Это исток города! Мы по закону имеем право построить там храм, поскольку есть фундамент. Но мы не хотим очередных революций. На мой взгляд, 300-летие города без данного храма – это просто пшик. Я уверен, что храм Святой Екатерины будет. Тут же нет сумасшедших людей! Не нужно стыдиться исправлять ошибки, – заявил, выступая перед депутатами Гордумы Екатеринбурга, митрополит Кирилл.
В ответ на возражения депутатов, что горожане-то вроде как против, представитель церкви заметил, что их и спрашивать не стоит.
– Народ избрал Владимира Владимировича – он теперь и рулит страной. Если мы по каждому поводу будем собирать людей, то знаете, сколько придется проводить референдумов? Есть депутаты, которые выбраны людьми. Если есть политическая воля, то будут изменения, – резюмировал митрополит.
Вероятно, это выступление было обусловлено тем, что накануне архитектор Александр Долгов представил «light-вариант» проекта восстановления собора. Он также должен был занять всю площадь Труда, однако – в виде нескольких построек, что позволило бы сохранить фонтан.
Вторая попытка также не задалась. Но епархия вновь от самой идеи не отступилась.
– С одной стороны, церкви должны быть в тех местах, где есть потребность в них, а с другой – есть необходимость восстановления исторически важных, знаковых храмов, как, например, первый храм в городе – Святой великомученицы Екатерины. Если мы хотим провести достойный трехсотлетний юбилей, то должны этот храм построить на прежнем месте. Вокруг этой темы много пустой болтовни. В Екатеринбурге обязательно должен быть храм, который олицетворяет город. Нам нужен смысловой, здоровый, позитивный центр духовного объединения людей, – заявил в интервью месяц спустя Кирилл.
Что же касается «Каменного цветка», то представитель церкви заявил: «Если этот фонтан является символом для кого-то, то мне этих людей жалко. Символом должно быть нечто другое. Фонтан можно легко сдвинуть, переставить так, чтобы было красиво для всех».
И вот через год екатеринбургская епархия решила изменить тактику. Судя по всему, от перестройки площади Труда было решено отступиться, в пользу строительства в другом месте.
Как сообщает портал Е1, епархия согласовала с властями строительство храма Екатерины… в акватории городского пруда, рядом со стадионом «Динамо». Как пишет издание, геологи готовятся начать изучение дна водоема.
– Когда территорию будущего собора согласуют окончательно, там начнут возводить насыпь, – пишет Е1, ссылаясь на собственные источники в епархии. – Есть также идея перекинуть с противоположных берегов к храму мосты.
Храм планируется сделать трехэтажным, высотой в 65 метров, вместимостью в две тысячи человек. Судя по проекту, это будет собирательный образ на основе двух известных храмов: московского Храма Василия Блаженного и петербургского Храма Спаса-на-Крови. Спонсорами, как предполагается, станут две металлургические компании.
С одной стороны, радует, что многострадальную площадь Труда оставили в покое, с другой же – настораживает желание епархии возводить храмы исключительно в центре города. Хотя, как признавался митрополит в прошлом году, у епархии было 10 «недостроев», и вряд ли за год ситуация сильно изменилась.
Кроме того, 25 марта областные власти объявили о безвозмездной передаче епархии пяти зданий в Екатеринбурге: на Декабристов, 58, 83, ул. Чапаева, 9, пр. Ленина, 13, и части здания по ул. Володарского, 9.
Надо отметить, что по всем зданиям были заявления от епархии и все запросы собираются удовлетворить. Как видим, представителям церкви будет чем заняться – достраивать ранее заложенные храмы, осваивать здания, полученные от властей. Возникает вопрос, а нужен ли еще и храм на воде?
С другой стороны, сам митрополит считает, что все претензии обоснованны и вообще православных на Урале чуть ли не угнетают.
– Я не понимаю, в чем агрессия с нашей стороны. В том, что мы хотим вернуть свои здания? Это полностью законно. …Это наша общая земля, и мы пытаемся жить на ней, с благоговением сохраняя и продолжая ее историю. Тут жили наши предки, их память нужно восстанавливать. Нас нельзя считать, как это иногда бывает в Екатеринбурге, за третий сорт, – отметил Кирилл в одном из интервью.