Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Так ли дорог дорогой бензин? «Горячая» линия «ЛУКОЙЛа»: вопросы и ответы

, 09:00

Ежедневно на «горячую линию» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» звонят клиенты со злободневными вопросами. Сегодня постараемся ответить на те, которые звучат чаще всего. И чтобы ответы были максимально объективными, предоставим слово признанным экспертам нефтяного рынка.

 
Почему цена на нефть постоянно падает, а стоимость бензина и дизельного топлива на АЗС неизменно растет?  Не пора ли нефтепереработчикам умерить аппетит?

          Дело не в аппетите нефтепеработчиков.  Стоимость бензина и дизтоплива складывается под влиянием  многих экономических факторов. И цена нефти далеко не главный из них.

          «В России цены на бензин зависят не от цены на нефть, а от курса рубля к доллару, налогообложения, мировых цен на нефтепродукты», ─ говорит старший аналитик агентства деловой информации «Атон» Александр Корнилов.  «В цене 1 литра топлива ─ 7-10 процентов стоимости нефти, остальное налоги, расходы и прибыли компаний», ─ поддерживает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. А налоговая составляющая, по словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы ФАС, Анатолия Голомолзина, равна примерно 55-60 (!) процентам. При этом прибыль компаний составляет примерно 5 процентов, что по любому счету вполне умеренно.

          Здесь уместно вспомнить, что с 1 апреля акцизы на моторное топливо поднимутся уже во второй раз в недавно наступившем году. А ценники на АЗС нефтяники переписывать не спешат, хотя при этом «ЛУКОЙЛ» несет многомиллиардные убытки, о чем заявлялось публично. Это к вопросу о якобы неумеренных аппетитах нефтепереработчиков.

          Структуру стоимости бензина хорошо раскрывает публикуемая диаграмма.

 

В Америке почему-то с падением цен на нефть цены на бензин постоянно падают. Мы-то чем хуже?

          Структура себестоимости автомобильного топлива в разных странах разная. В США, к примеру, в цене бензина львиную долю (более 70 процентов!) занимает как раз стоимость сырья. Налогов же - всего около 12 процентов. Подешевело сырье, ─ подешевел и конечный продукт.

          У нас же структура себестоимости нефтепродуктов, как уже сказано, совершенно иная. Доля сырья  в российских бензинах лишь 6-9 процентов, а вот налоги, в том числе акцизы, сегодня в ней составляют около 60 процентов.   Прибавьте стоимость добычи, переработки и розницы, транспортную составляющую. При такой структуре себестоимости удешевление нефти на конечную цену топлива особо не повлияет. Ощутимо снизить ее можно только сокращением налоговой составляющей.

Налоги, акцизы, ─ это все понятно. Но все-таки дорогой у нас бензин, слишком дорогой, разве нет?

          Давайте зайдем в любой сетевой продуктовый магазин. Что мы видим на стенде с напитками? Литровая бутылка отечественного «Нарзана» стоит примерно 58 рублей. Литр импортной «Колы» ─ около 68 рублей. А литр наиболее популярной марки бензина АИ-92 на АЗС «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обойдется клиенту в 35 с небольшим рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

          При этом затраты на производство напитков и моторного топлива несопоставимы. Сложная, высокотехнологичная добыча и переработка нефти, сопряженное с повышенной опасностью и необходимостью соблюдать жесткие экологические нормы производство, содержание сети АЗС ─ все это объективно «утяжеляет» стоимость бензина или дизтоплива.  Про налоговую нагрузку уже говорилось. Разумеется, никто не утверждает, что бензин у нас дешевый. Но ведь все познается в сравнении, не так ли?

 

Что такое налоговый манёвр? Говорят, что именно из-за него растут цены на бензин?

          Вопросы, связанные с налоговым манёвром и его реализацией, на днях обсуждались в рамках представительного круглого стола, который был организован интернет-сайтом «Нефтянка» и Агентством деловых коммуникаций.

          В ноябре 2014 года был принят пакет изменений в налоговое законодательство, получивший название «Налоговый манёвр». В рамках манёвра предполагалось поэтапное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с одновременным снижением экспортных пошлин. Поскольку такое перераспределение налоговой нагрузки способствует росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты, для защиты российских потребителей предполагалось снизить акцизы.

          С первой частью манёвра (повышение ставки НДПИ) проблем не возникло, она растёт, как и было запланировано. А вот понижение акцизов вызвало противодействие со стороны Министерства финансов ─ эта мера противоречит необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Уже на этапе утверждения налогового манёвра было решено снижать акцизы не слишком сильно. В ходе реализации планов вместо снижения акцизов и вовсе решили повышать их, причем ускоренными темпами. В результате в текущем году акцизы увеличивали уже дважды, при том, что год только начинается.

          Понятно, что это не могло не сказаться на цене моторного топлива. «Акциз в конечном итоге ─ это то, что снимут с потребителя, потому что акциз включается в цену конечной продукции», ─ напомнила советник по экономике ассоциации «Ассонефть» Маргарита Козеняшева.

          Но, понятно, что говорить здесь надо не про аппетиты нефтяных компаний, а о системе налогообложения нефтегазового сектора в целом. По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетической политике Юрия Станкевича, сегодняшняя налоговая система представляет собой некое «лоскутное одеяло». Его поддерживает генеральный директор ассоциации Елена Корзун,  считающая, что нефтяная отрасль нуждается в конструировании нормальной налоговой системы.

 

Не раз говорилось, что ЛУКОЙЛ ведет социально ориентированный бизнес. А может ли, компания, например, помочь населению, не повышая цены на бензин?

          Вот что по этому поводу сказал президент компании Вагит Алекперов в интервью агентству «Интерфакс»:

          ─ Мы не благотворительное общество. Если налоги растут, цены на бензин будут расти; если инфляция растет, цены на бензин будут расти.

          Мы помогаем населению. У нас есть программы пенсионного обслуживания, поддержки молодых семей, мы компенсируем ипотечные кредиты нашим работникам, ведем огромную благотворительную работу. Мой фонд поддерживает социальных предпринимателей. Это отдельная сторона. Но то, что касается бизнеса компании, то он должен основываться на рыночных отношениях как с обществом, так и с государством.

Подготовил  Александр КУПРИЯНОВ

 

 аргумент руководителя

  Алексей Махнев, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»:

   ─ На мой взгляд, к комментариям экспертов добавить нечего. Приведенные факты и цифры вполне объективны и показательны. Напомню только, что на АЗС нашего предприятия клиентов встречают не только ценники, но прежде всего ─ безукоризненное качество топлива и сервиса, хороший ассортимент магазинов и кафе, доброжелательное отношение персонала. Другими словами, клиентоориентированный бизнес «ЛУКОЙЛа» во всех проявлениях.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram