Довольно долго в постперестроечное время слово «патриотизм» было едва ли не ругательным, особенно в либеральных кругах. Но вот ситуация стала меняться. С чего вдруг? Что же такое патриотизм сегодня? Является ли он реальным ресурсом единения и развития страны?
На эти и другие темы, касающиеся патриотизма, наш корреспондент Елена Богданова беседует с Александром Леонидовичем КАЗИНЫМ, доктором философских наук, профессором, и.о. директора Российского института истории искусств, завкафедрой Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Он член Союза писателей и Союза кинематографистов России, автор многих книг и статей по философии культуры, его перу принадлежат глубокие и концептуальные исследования в области европейского и русского искусства, культуры, историософии.
- Александр Леонидович, в начале нашей беседы хочется привести некоторые цифры последнего времени: если в 2012 году только 23% россиян утверждали о наличии в стране народного единства, то в 2015 году этот процент вырос до 56. Более чем в 2 раза! Для нормального развития страны необходимы единство общества, его консолидация. Тем не менее государственники придерживаются позиции, в которой интересы государства превалируют над интересами личности, а либерально ориентированные граждане, напротив, полагают интересы личности первичными, а государства – вторичными. Как достичь единства при столь взаимоисключающих векторах?
– Это искусственное противопоставление, которое, к сожалению, часто встречается, вернее, его часто используют в полемических целях. Как говорят философы, это ложные антиномии. Личность живёт в государстве, а государство состоит из личностей и их групп, классов, сословий, наций. Коротко говоря, государство – это политически организованный народ. Одно без другого невозможно, как невозможен скелет без тела, и наоборот. Кстати, именно либерал-революционеры больше других склонны к такому противопоставлению. Для них идеал государства – это «ночной сторож», который ни во что не вмешивается. На Руси государственная власть всегда уважалась как олицетворение народной мощи («жизнь за царя») хотя её отдельные представители могли вызывать отвращение и даже ненависть. Что касается революций, то они заменяли одну государственную систему другой, но монархический принцип власти оставался у нас по факту без изменений.
– Как лично вы понимаете, кто такой патриот?
– Патриот – это человек, любящий свой народ и страну и свободно разделяющий их земную судьбу.
– Если недавно наш президент сказал, что у России нет и не может быть другой национальной идеи, кроме патриотизма, то ещё в 2004 году он же утверждал, что национальная идея для России – это конкурентоспособность страны и её граждан. Мне кажется, здесь нет противоречия. Патриотизм предполагает не только любовь к Отечеству, но и заботу о его благе и благе всех граждан, что, собственно, и делает страну конкурентоспособной и привлекательной.
– Всё дело в том, как понимать это благо. Сытость и комфорт – прекрасные вещи, но когда они становятся самоцелью – смыслом жизни, человек превращается в животное, а народ – в толпу обывателей. Замечательный немецкий мыслитель Вальтер Шубарт заметил, что Америка строит свою страну как процветающую банковскую корпорацию, Германия – как казарму. Франция – как изящный салон, а Россия – как храм. И я с ним согласен. Обе формулировки президента хороши, но я предпочитаю недавнюю.
– И всё-таки, на ваш взгляд, патриотизм – это политическая идеологема или реальный ресурс единения и развития страны?
– Это совершенно реальный ресурс единения страны. Когда идеи (в том числе политические) овладевают массами, они становятся реальной силой. 2014 год, Крым и Донбасс показали, что русские способны постоять за себя. Вот вам пример перехода идеологии в жизнь и жизни в идеологию. Можно называть это пропагандой, но на самом деле это выбор народа, который доказал, что он патриот.
– У слова «патриотизм» есть два малопривлекательных эпитета: квасной и казённый. Так что такое патриотизм: лояльность власти или любовь к Отечеству с соответствующими ответственностью и обременениями?
– Я не знаю, что такое «квасной» патриотизм. Этот эпитет пустили в ход те же либерал-революционеры ещё в начале ХХ века, чтобы набрать политические очки в борьбе с русским государственно-патриотическим движением. Лично я квас не очень люблю, но ещё меньше я люблю пепси-колу. Что касается казённого патриотизма, то здесь имеется в виду патриотизм фальшивый, лозунговый, можно сказать, купленный. Патриотизм за деньги или по приказу. Но нельзя приказать любить и нельзя купить любовь за доллары или рубли. Известно, как такая любовь называется. И ответственности никакой она не предполагает. Настоящая любовь в Родине, как и к другому человеку, жертвенна. Лично я не согласился бы переехать в другую страну ни за какие деньги.
– В либеральных кругах любят утверждать, что патриотизм – всего лишь инструмент манипулирования общественным сознанием.
– Либералы и сами не прочь иногда называть себя подлинными патриотами. И такие либералы были в истории русской философской и политической мысли, например, некоторые славянофилы ХIХ века. С другой стороны, разве сам либерализм не является идеологией, манипулирующей общественным сознанием в своих интересах? Послушайте некоторые наши радио- и телеканалы, и вы убедитесь, что там любая новость, любой факт подаются именно с либеральной точки зрения. Есть и примеры принципиально консервативной подачи материала. В этом плане все хороши.
– Определённые персоны и определённые СМИ регулярно призывают российское общество к покаянию и стыду за своё историческое прошлое. Но в русском менталитете не принято стыдиться ни за мать, ни за родину. Другие же, напротив, предлагают сохранить и возродить то, чем мы должны гордиться, а не стыдиться. Где верный путь?
– Без конца стыдиться за своё историческое прошлое – такое же безумие, как и бесконечно гордиться им. У каждого народа, как и у каждого человека, есть свои достижения и победы, но есть и поражения. Народ – это коллективная личность истории. Представьте себе человека, который презирает сам себя – на что он способен, кроме уныния? Ему остаётся только умереть. Именно этого, кстати, и хотят от нас наши «доброжелатели». А вот Суворов восклицал: «Мы русские – какой восторг!» Вот это верный путь, суворовский.
– Патриотизм – это не только гордость за прошлое страны, это ещё и устремлённость в будущее. Кстати, советская идеология эту устремлённость регулярно подпитывала. А что в постсоветской России? Кризис, кризис, кризис, надежды на благоприятный курс доллара и цены на нефть – вот и вся наша устремлённость в будущее.
– Любая идеология, как известно, запрещена у нас соответствующей статьёй ельцинской Конституции. Но стран без идеологии не бывает, так же как и людей без мировоззрения. Реальная идеология – это совокупность ценностей, ради которых люди живут и умирают. «Времена не выбирают, в них живут и умирают», по слову поэта. Да, мы прошли очень тяжёлое время, когда, кроме кризисов и долларов, в общественном сознании почти ничего не было. Но сейчас дело постепенно меняется. Сходите 12 сентября – в День небесного покровителя Санкт-Петербурга князя-воина Александра Невского – на Невский проспект: такого крестного хода из десятков тысяч людей вы нигде больше не увидите. И слава богу! Будущее в руках тех, кто к нему идёт.
– Как вы полагаете, какой патриотизм нужен России? И какая национальная идея может эффективно работать в современных российских условиях?
– России нужен нормальный дееспособный цивилизованный патриотизм, а не русофобский нигилизм, поливающий страну грязью, и не шовинизм, презирающий другие народы как «недочеловеков». И того и другого, к сожалению, сегодня хватает и внутри наших границ, и вовне. Национальная идея – это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения.