Аргументы Недели → Общество

Поправки позволят государству декриминализовать сферу азартных игр

, 13:30

Введение в правовые рамки понятия «бестиражные лотереи» и общественная дискуссия, которая развернулась по этому вопросу в СМИ стали предметом публикации  «Азарт под контролем государства» ИА «Росбалт».

«Правительство РФ согласовало поправки в Закон «О лотереях», которые выводят в правовое поле проведение бестиражных лотерей с помощью аппаратов по распространению билетов и видеолотерейных терминалов (ВЛТ). 

Согласно законопроекту, автором которого является Минфин РФ, правительством определяется единый организатор, который будет заключать с оператором лотереи контракт по результатам открытого конкурса. По сути, государство реализует монопольное право на данный вид бизнеса, вытесняя с рынка частные компании и теневой бизнес. 

Новые правила игры

По поводу возрождения лотереи развернулась бурная общественная дискуссия. Противники утверждают, что таким образом возрождается игорный бизнес в стране, а у нас нет даже психологов, которые бы лечили от игорной зависимости.

У сторонников инициативы гораздо больше аргументов. «Я понимаю, что некоторые проигрывали последнее, страдали семьи, страдали дети, но все-таки если мы говорим о взаимоуважительных отношениях государства и граждан, то, наверное, гражданам надо больше доверять. Если американцы имеют возможность играть, почему не имеют возможности играть россияне, в частности», - говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Еще один аргумент - эта инициатива позволит декриминализировать сферу азартных игр.

Сейчас игорный бизнес ушел в подполье. А так будет жесткий контроль со стороны государства.

«Сейчас обычные пролетарии ходят к «одноруким бандитам» в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге – трагедии и беда в семьях, – говорит директор Института политической социологии Вячеслава Смирнов. – Поэтому государству, я думаю, нужно как-то упорядочить игровую отрасль, потому что бороться с «однорукими бандитами» они не смогли».

Благодаря поправкам можно минимизировать, если не свести к нулю, коррупционную составляющую.

Как отметил Константин Калачев, раньше проблема была в том, что частный собственник мог так настроить этот игровой автомат, что ты никогда не выиграешь. «Если инициатива получит поддержку, это будет означать, что махинаций станет меньше. К государству всегда больше доверия. И у госорганов есть возможность упорядочить деятельность оператора лотерей, так как доступ к информации будет только у одной структуры», - аргументирует он свою позицию.

И основной аргумент – эта инициатива существенно повысит доходы госбюджета. Эксперты уверены, что все средства пойдут на поддержку социально значимых программ – развитие спорта, помощь инвалидам и многодетным семьям.

«Главная цель проведения такой лотереи - получение дополнительных доходов для социальной сферы», - отметил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он напомнил, что буквально на днях президент РФ Владимир Путин провел встречу с Эллой Панфиловой, на которой говорилось о колоссальном расслоении в обществе и о том, что нужно усилить социальную поддержку. Минфин изыскивает дополнительные средства.

Член Общественной палаты уточнил, что в этой сфере вполне можно взять на вооружение международную практику. «В той же Финляндии стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам», - рассказал Слепак. Он подчеркнул, что в России очень много «дыр», куда можно направить деньги от лотереи, – развитие спорта, помощь детям-инвалидам, обустройство детских домов. 

Эксперты убеждены, что плюсов от государственной лотереи гораздо больше. 

Аргументы же оппонентов, которые считают, что в страну таким образом возвращается игорный бизнес, эксперты называют безосновательными.

Так, в самом законопроекте описывается разница между лотерейным и игорным оборудованием, устанавливается перечень оборудования, с помощью которого разрешено проведение и распространение лотерей. А распространителей лотерей обяжут открывать специальные лотерейные магазины, в которых будут установлены разрешенные законом терминалы. При этом использование видеолотерейных терминалов (ВЛТ) за пределами данных лотерейных магазинов будет запрещено. Кроме того, предусмотрено создание единой системы учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов. 

Один из разработчиков законопроекта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев уверен, что новые поправки в ФЗ «О лотереях» сделают лотерейный рынок более прозрачным и предсказуемым и увеличат доходы бюджета. «Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления», — считает Моисеев. Несмотря на острую дискуссию о судьбе моментальных лотерей, ведомство сочло возможным оставить формат бестиражных лотерей, поскольку он привычен с советских времен и при определенных условиях не несет никаких рисков.

Несмотря на то, что количество лотерей останется прежним, структура управления изменится: организатором государственных лотерей будет не два ведомства, а одно — скорее всего, им станет Минспорта. Минфину будет отведена роль регулятора, а организатор будет определен отдельным постановлением правительства. Вместо двух операторов останется один. «Должен быть один контрагент, оператор — понятная и прозрачная для государства акционерная структура», — отмечает Моисеев. 

Законом определяется понятие «лотерейный магазин» — место, где будут реализовываться лотерейные билеты. Оборудование таких лотерейных магазинов подлежит обязательной сертификации и подключено к единому информационному центру, позволяющему контролировать реализацию бумажных и электронных лотерейных билетов. 

В соответствии с поправками призовой фонд должен составлять не менее 50% выручки лотерейного магазина. Оставшаяся часть будет перечисляться в федеральный бюджет и расходоваться на социальные программы, в частности, на поддержку спорта высших достижений. 

Работа над ошибками

Напомним, что со вступлением в 2009 году в силу федерального закона о запрете деятельности игорных заведений в России весь соответствующий бизнес был перенесен в специально отведенные зоны — в Краснодарском крае, Калининградской области, на Алтае и в Приморском крае. Запретив игорные заведения в крупных городах, правительство предложило всем желающим строить «монтекарло» с нуля, причем в малопригодных для этого местах - в отдалении от крупных городов, лишенных развитой инфраструктуры и туристического потока. Вопреки ожиданиям, люди не поехали за тысячи километров, чтобы просто посидеть за игровым столом или перед слот-автоматами, а инвесторы не проявили должного азарта в освоении труднодоступных территорий.

На создание подобных «резерваций» было потрачено более 3 млрд руб., однако коммерческой выгоды российскому бюджету они практически не принесли. Между тем, деятельность игорных заведений по стране не прекратилась – большая часть ушла в подполье, а «однорукие бандиты», модернизированные под игровые терминалы, по-прежнему привлекают азартных игроков. По разным оценкам, годовой оборот теневого бизнеса составляет около 6 млрд долларов, из которых государству не достается ни копейки. В проигрыше остаются и сами граждане, поскольку размер выигрыша в таких игровых автоматах не регламентирован, а игровую комбинацию выдает генератор случайных чисел. По мнению ряда экспертов, в таких автоматах результат запрограммирован, и, как говорят знатоки, «казино всегда в выигрыше».

Мысль о том, что монопольное право на этот вид деятельности должно принадлежать государству, возникла довольно давно. В частности, Сбербанк России в свое время предлагал поправки в текст закона «О лотереях», не допускающие появления негосударственных и региональных лотерей. Минфину и Минэкономразвития было поручено внести предложения по реформированию лотерейного рынка. Новый законопроект, предложенный Минфином, предполагает, что Россия пойдет по пути большинства развитых стран, получающих солидный доход в бюджет от лотерей. Лотерейный бизнес становится не только полностью прозрачным, но и высокодоходным, функционируя в интересах государства.

Так, член Общественной палаты Дмитрий Галочкин отмечает: «Если закон предусматривает, что лотерею проводит государство, то идея хорошая. Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках».

Преимущества госмонополии

Кстати, это не первая попытка навести порядок на лотерейном рынке. В июне 2014 года был принят закон «О лотереях», запретивший все частные лотереи. Причиной послужили криминализация и непрозрачность отрасли, в которой было около 3000 лотерей и 300 операторов. Многие из них под прикрытием лотерей занимались незаконным игорным бизнесом. 

«Во всем цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. У нас же в большинстве случаев выигрыш просто не доходил до потребителя», — говорит один из членов рабочей группы законопроекта. К тому же, по данным авторов ФЗ «О лотереях» на конец 2013 года, бюджет получал в 10 раз меньше, чем мог бы: 1 млрд рублей вместо 10 млрд рублей в год. К слову, государство получает от букмекерских контор всего 7,5 тыс. рублей в месяц вне зависимости от размера и оборота игровой точки, который может исчисляться миллионами рублей. 

С вступлением закона в силу в 2014 году на рынке остались только 7 тиражных и 10 бестиражных государственных лотерей, организаторами которых выступили Минфин и Минспорт. На конкурсе ведомства выбирали операторов лотерей — ими стали компании «Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи», а распространителем обеих — ТД «Столото».

Стоит отметить, что с 2012 года одним из последовательных сторонников огосударствления лотерей являлось Минэкономразвития. Тогдашний министр, а ныне помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов заявлял: «Я не знаю, насколько резко сейчас можно остановить частные лотереи, но в принципе я сторонник того, чтобы сделать лотереи государственными». Сегодня Минфин и Минспорта фактически доводят до логического конца начатые Минэкономразвития реформы «азартной отрасли». 

Обратная сторона медали

Между тем, существуют опасения, что появление в стране лотерейных магазинов приведет к возрождению азартных игр под видом лотерей, а сами игровые автоматы станут «прачечными» для отмывания незаконных доходов. Более того, нововведения будут способствовать развитию лудомании, при которой игроки не могут контролировать себя, остановиться и проигрывают целые состояния.

По словам представителя компании «Государственные спортивные лотереи», единая система учета лотерейных билетов, в том числе электронных, будет абсолютно прозрачной как для Федеральной налоговой службы, так и для любых контролирующих органов. Каждый лотерейный розыгрыш будет зарегистрирован. В соответствии с законом будет определяться призовой фонд, информация о котором будет открыта для потребителя. Легализовать преступные доходы через видеолотерейный терминал невозможно. Вся информация о билетах будет аккумулироваться на едином сервере организатора. 

В соответствии с новыми поправками функция ВЛТ ограничится продажей билетов, на которые уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша. Никакие игровые комбинации в терминалы не закладываются. Вся информация о выигрыше, по словам представителя Минфина, будет заложена в билет на стадии производства, что исключает возможность манипуляций с выигрышами.

Что касается лудомании – паталогической склонности к азартным играм, то подверженные этому недугу люди есть и всегда были, и они по-прежнему являются посетителями подпольных казино и игровых зон. Перевод в легальный формат не сделает запретный плод более привлекательным для игроманов. Судя по статистике, в лотерею играет не более 7% россиян, в отличие от других развитых стран, где к таковым относится почти каждый десятый гражданин. И лудомания нам точно не грозит, - среднестатистический россиянин тратит в год на покупку лотерейной продукции примерно 90 рублей. Если сравнить с некоторыми государствами Европы, то там тратится на эти цели гораздо больше. К примеру, в Венгрии – $70 и более, в Польше – $30, в западноевропейских странах – до $420. 

И последнее опасение, которое высказывают участники рынка, – что лотерейные терминалы будут работать не на государственный бюджет, а на самих организаторов лотереи, как это было с игровыми автоматами. Разработчики законопроекта предусмотрели, чтобы деньги не уходили «налево», а за вычетом призовых выплат и комиссии оператору направлялись в государственный бюджет. Современные информационные технологии сделают этот процесс абсолютно подконтрольным, утверждают разработчики закона. 

 

Оригинал публикации: http://www.rosbalt.ru/business/2016/03/25/1501043.html

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram