В старину истосковавшиеся да на печи залежавшиеся жители Руси-матушки отчаянно ждали весну, приход которой знаменовала Масленица. Аниматоры да агитаторы в те прекрасные времена ещё не народились, посему каждый сам в прямом и переносном смысле выступал кузнецом собственного масленичного счастья. Современный люд сам себя развлекать поотвык: большинство россиян вынуждены участвовать в придуманных за них гуляньях, покорно выстраиваясь в длиннющие очереди за недешёвыми и не всегда вкусными блинами. Большинство, да не все! Как гуляли Москва и Подмосковье на проводах зимы, выясняли корреспонденты «НА» и студенты «Школы межэтнической журналистики».
Мишку жалко…
Парк Горького встречал гостей птичьими трелями, доносящимися из установленных у входа «скворечников». На Крымской набережной можно было забраться на высокий столб, послушать фольклорные коллективы, попробовать блины с разными начинками, а также помочь кузнецам в их нелёгком труде. Взамен привычной соломенной Масленицы соорудили пятиметровую берлогу с сидящим внутри медведем. Идея конструкции принадлежит венгерскому художнику Габору Жоке. По задумке автора берлога, которая символизирует зиму, должна сгореть, а медведь внутри остаться невредимым. Оригинальная идея пришлась по душе не всем гостям парка:
– Медведь – это символ России, а его берлогу собираются сжигать! Как-то это неправильно... Традиционное чучело больше соответствует образу зимы, – роптали зрители.
Да и сама процедура сожжения пошла не совсем по плану. Днём в Москве была влажная погода, выпал снег, и берлога отсырела, поэтому пламя долго не разгоралось. В конце концов берлога вспыхнула, сгорела, рассыпалась, и показался сидящий внутри медведь высотой три с половиной метра. Из толпы раздались крики: «Медведь! Мишку-то за что в огонь?»
…и зайца тоже!
Анималистическая тема в этом году не давала покоя художникам. Среди чучел «приговорённых» организаторами Масленицы на ВДНХ были замечены заяц и медведь-баянист. Впрочем, традиционная соломенная баба также присутствовала.
Несмотря на гуляющий по широким аллеям ветер, на ВДНХ было многолюдно: ежегодный предвесенний поход на главную выставочную площадку страны – хорошая традиция многих россиян.
Вес не взят
Масленица в саду «Эрмитаж» встречала гостей фургонами с азиатской едой и доносящимся со сцены «...мне теперь морской по нраву дьявол» в исполнении снеговиков. Впрочем, русская традиционная начинка праздника обнаружилась в глубине парка – в мастерских и павильонах кузнецов, кольчужников, мастериц плести лыко и вырезать по дереву.
Давняя традиция «Эрмитажа» – выпекание блина-рекордсмена. В этом году долгожданный гигантский блин, символ Масленицы, в седьмой раз… не был приготовлен. На монументальной 800-килограммовой сковороде команда из десяти человек пыталась совершить невозможное – перевернуть тонкий слой блинного теста диаметром почти три метра. Именно этот этап и не даёт «мастерам-блинопёкам» побить рекорд, установленный много лет назад, – «блинчик» в два с половиной метра. Блин неизменно рвётся, и замёрзшие, проголодавшиеся зрители так же неизбежно налетают на неудавшийся шедевр. Через несколько минут пустая сковорода сияет чугунным глянцем, а внимание гостей переключается на громадный улыбчивый скелет, развлекающий публику у сцены.
Творцы гигантского блина «нервно курят в сторонке»:
– Это ж надо тренироваться, пробовать... А нам за три дня сверху пришло указание «сделать блин».
В четыре утра, перед открытием ярмарки, была проведена генеральная и, по словам пекарей, очень удачная репетиция. Им удалось поджарить и перевернуть-таки блин диаметром 2,75 метра! В полдень повторить рекорд принародно не получилось.
Дом культуры за 500 руб. на семью
Чтобы попасть в Измайловский кремль, необходимо было купить билет, 200 руб. – взрослый, 100 руб. – детский. За эти деньги гости могли посмотреть на работу кузнецов, прикупить хенд-мейд сувениры, поучаствовать в кулачных боях. Этот вид развлечений пользовался особой популярностью у компании футбольных болельщиков, которые специально пожаловали на Масленицу себя показать да других… посмотреть.
Впрочем, ожидаемого веселья так и не получилось. Кузнец из городка Мышкин с грустью заметил, что обстановка напоминает ему праздники в домах культуры советских времён. А приглашённые ряженые здесь не сравнятся с «настоящими» участниками фестиваля русской культуры в его родном городе:
– Мы снежную крепость дома построили, взяли её с детишками. Устраиваем «лодку» – такая народная драма. Колядуем всегда.
Секретный праздник
Большое скопление любителей «настоящего» праздника обнаружилось в ближайшем Подмосковье – на «секретной» Бакшёвской маслЯнице (именно через «я»). Информация о том, где именно она проводится, есть только в Интернете – в сообществе энтузиастов-поборников традиционной русской культуры. На праздничной поляне нет гостей – все хозяева. Нет приглашённых аниматоров, и каждый развлекается как хочет. Можно побегать в хороводах, попеть и послушать песни, показать свою ловкость в прыжках через верёвку, сшибках, традиционных играх, покачаться на огромных качелях, заблудиться в тёмном снежном лабиринте, залезть на столб за призом, слепить снеговика, прокатиться с горы.
На поляне запрещена торговля: в этом году организаторы отказались даже от продажи блинов – любой мог приготовить их самостоятельно в блинной крепости. Но, для того чтобы пройти на поляну, заплатить всё-таки приходилось – песней, частушкой, пляской или баранкой для ряженых.
Из года в год программа праздника одна и та же: собравшиеся хором будят медведя, который прячет масленичное чучело в огромной четырёхметровой снежной крепости. После того как воевода отдаёт приказ, самые отчаянные идут на штурм. Остальные поддерживают нападающих снежками. Захваченное чучело сжигают под традиционные песни и хороводы. Впрочем, предсказуемость праздника никого не смущает: с каждым годом желающих «правильно» встретить весну всё больше.
Гармонисты-провокаторы
Гильдия межэтнической журналистики резонно рассудила, что одной по-настоящему народной Бакшёвской масляницы на целый мегаполис явно маловато, и решила заслать на «официальные» площадки свой сугубо неофициальный «гармонь-десант».
В парк Горького, «Эрмитаж» и на ВДНХ выдвинулись «провокаторы» – профессиональные гармонисты, перед которыми была поставлена приятная задача: самим не скучать да других вовлекать.
Гармонисты Юрий Богатырёв, Александр Соболев и Святослав Шершуков,привыкшие работать на городских площадках только после согласований с властями, заметно нервничали: как встретят их публика и руководство парков?
Их опасения оказались напрасными: гуляющий народ неформальное появление людей с гармонями воспринял «на ура»!
– Ой, как чудесно! Вот это я понимаю – выступление! Где же вы раньше были? – пеняла Юрию в парке Горького москвичка, представившаяся бабой Лидой.
– А можно вам песню заказать? Про огни и Саратов? – спрашивала там же девушка лет 20.
В самый разгар импровизированного концерта на ВДНХ один из зрителей попросил у Александра гармонь да так вдарил, что все вокруг ахнули. Оказывается, выросший в сибирской деревне, Николай, как и многие его земляки, гармонь освоил в ранней юности.
– Кто хорошо играл, те очень популярны были на селе, – улыбается он.
И только в пафосном «Эрмитаже» собравшаяся вокруг гармониста «из народа» плотная толпа вызвала тревожный интерес у администрации: охранник парка крутился вокруг весёлой компании и что-то шёпотом передавал по рации. Впрочем, к гармонисту Святославу никто из организаторов официальных гуляний так и не подошёл. Кто знает, может быть, страж порядка просто делился впечатлениями с друзьями, зазывая их бросить скучную службу и влиться в искренний, развесёлый песенно-танцевальный марафон?
Вернуть праздник
Ежегодно на проведение Масленицы только в одной Москве тратятся огромнейшие деньги из бюджета города, но вместо настоящего народного праздника жителям мегаполисов в большинстве случаев навязывают суррогат. Как ещё можно назвать действо, подменяющее саму суть традиционного гулянья, где каждый может и должен проявить себя – и не только тем, сколько денег он выложит за блины да аттракционы?
Неслучайно ведь в той же Москве стихийно набирает силу движение альтернативных официальным – дворовых и районных праздников. Всё больше людей хотят вернуть себе праздник и не собираются мириться с ролью сторонних наблюдателей. Они, подобно своим предкам, готовы быть участниками жизни во всех её проявлениях, в том числе собственной энергией и весельем помочь весне по-настоящему вступить в свои права на родной земле.
В масленичных гуляньях участвовали: корреспонденты «НА» Ольга Богун и Ольга Переслегина и студенты «Школы межэтнической журналистики» А. Азимжанова, Р. Багаутдинова, М. Вахрушева, Е. Голенкова, А. Ефремова, З. Керимова, О. Когинова, Д. Милинтенкова, М. Михалева, В. Смирнов, Л. Шаляпина.