16 марта 2016 года в президиуме Краснодарского краевого суда рассматривалась кассационная жалоба Эдуарда Карпенкова, Ольги Мальченко и других фермеров к ООО «Юг Агротехника» и Анжеле‑Марии Цапок – вдове и наследнице Сергея Цапка, «прославившегося» громким преступлением – убийством 12 человек в станице Кущёвской.
Казалось бы, какая связь между событием 2010 года и днём сегодняшним, если половина фигурантов «кущёвской резни» отбывает наказание, а другая половина – в лучшем мире, в том числе организатор и идейный вдохновитель ОПГ – Сергей Цапок? Впрочем, он ли умер в тюремной камере 7 июля 2014 года от острой сердечной недостаточности – вопрос. Изучение материалов дела показывает, что бандиты были изобретательны. И жители станицы мало верят в смерть Сергея Цапка, особенно в связи с тем, что незадолго до этого супруга преступника вдруг продала процветающий, приносящий ежегодно миллионы долларов прибыли бизнес – компанию «Юг Агротехника». Станичники требовали генетической экспертизы останков главаря банды, но это – увы! – невозможно, так как труп Цапка (или гражданина, похожего на него?) был кремирован.
Так или иначе, сегодня можно говорить о том, что Цапок умер, но дело его живёт, потому что фермеры, которые в своё время чудом остались живы, вынуждены продолжать борьбу с «преемниками» Цапка. Впрочем, обо всём по порядку.
Две стороны – один человек
В далёкие уже 90-е годы на заре земельной реформы, когда началась приватизация всего и вся, работники бывшего колхоза им. Кирова в Ленинградском районе Краснодарского края получили земельные и имущественные паи. Хозяйство несколько раз переходило из рук в руки, пока во главе его не оказался бывший военный Алексей Череп, который его и обанкротил. Он выступил в роли инвестора ООО «Русь», руководил которым Вячеслав Варламов. В 2006 г. он и 1200 пайщиков бывшего колхоза заключили договор аренды общедолевого участка на 10 лет. Договор аренды сложно назвать законным, поскольку обе стороны сделки представлял один человек – г‑н Варламов, имевший доверенности от арендодателей – с одной стороны, и директорство в ООО «Русь» – с другой, что само по себе незаконно. Кроме того, в договоре фигурировали «мёртвые души» – умершие пайщики в количестве полутора десятков.
Это были первые «жертвы» аферы, не криминальные. Счёт криминальным открыл сам Алексей Череп, которого спустя полгода после описываемых событий расстреляли в самом центре станицы Ленинградской. После его смерти хозяйство перешло в руки Сергея Цапка, что вызывает массу вопросов у здравомыслящих людей. Уж как-то очень удачно всё сложилось. Вместе со сменой собственника поменялся и директор ООО «Русь»: после Варламова директорское кресло занял личный водитель Сергея Цапка – Сергей Карпенко по кличке Рис-младший. Одним росчерком пера он передал права и обязанности по договору аренды новому арендатору – ООО «Юг Агротехника», учредителем которого был Сергей Цапок. После его ареста в 2010-м компанию возглавила его жена – Цапок Анжела-Мария.
Как же Цапок земли нацапал? Очень просто. Он по-бандитски «отжимал» её у собственников, не миндальничая со станичниками. Им просто делалось предложение, от которого трудно было отказаться: или переоформляешь свой пай Цапку, или получи билет на тот свет. И это были не просто слова. Уже в то время у Цапка и его подельников руки были в крови. Согласно материалам уголовного дела, 17 человек стали жертвами кущёвской ОПГ. А трагедия, разразившаяся в доме фермера Аметова, всколыхнула всю страну: 12 человек, в том числе маленькие дети, были жестоко убиты и сожжены в доме.
Удивительно, что до этой трагедии ни правоохранительные органы, ни местная власть не проявили интереса к деятельности Сергея Цапка, который упивался собственной властью над людьми и полной безнаказанностью. Страх, как паралич, сковывал людей, оказавшихся совершенно незащищёнными перед бандитами.
Удивительно, что в такой сложной обстановке всё-таки нашлись фермеры, которые отказались подчиняться Цапку и не отдавали свои земельные паи. Но при этом и работать на своей земле они не могли. Цапок открыто угрожал им убийством, а в отношении фермера Эдуарда Карпенкова организовал уголовное преследование. Против него было возбуждено уголовное дело по заявлению Варламова, которому Карпенков якобы угрожал убийством. Более двух лет фермер отписывался и объяснялся перед правоохранительными органами. И подозрения с него были сняты лишь после ареста членов ОПГ и признания Варламова в ложном доносе на фермера, за что Варламов тоже был привлечён к уголовной ответственности.
Работников загнали в кабалу
Казалось бы, восторжествовала справедливость: преступники предстали перед судом, получили наказание, и у фермеров наконец-то появилась возможность заниматься своим делом – обрабатывать землю, сеять, урожай собирать, кормить страну. Однако выделить свои земли фермерам не удаётся. Воз и ныне там – земля в аренде у ООО «Юг Агротехника». Цапка нет, а в поле всё как в бытность этого маркиза Карабаса.
Как рассказал фермер Александр Селехов, бывший когда-то руководителем на предприятии «Юг Агротехника», рядовых работников там буквально загнали в кабалу.
– Трудягам, которые пашут на земле, сократили зарплату. Каково получать зимой по три тысячи рублей и жить на эти деньги? А больше этим людям работать негде – хутора, отдалённые от других поселений. И на этих хуторах нет газа, значит, на зиму надо дров купить. Держать скотину в личных подсобных хозяйствах они не могут – кормить нечем. Беспредельное обнищание тех, кто работает на земле. Люди не живут. Они пытаются выживать. Мы писали во все инстанции. Ну и что? А ничего! Из прокуратуры, из следственного комитета «Юг Агротехнике» лишь пальчиком погрозили, мол, нельзя так делать! А то, что у людей через суды забирают собственность, этого никто как бы и не видит…
Возглавляет с лета 2015 г. компанию Александр Квашин, который одновременно является ещё и заместителем генерального директора АО «Агрокомплекс Выселковский», а его заместителем трудится всё тот же Вячеслав Варламов, который успешно работал с Цапком.
В октябре 2015 г. руководство ООО «Юг Агротехника» провело собрание пайщиков земли, пригласив на него главу Ленинградского района Владимира Гукалова. На собрании пайщики не без удивления узнали, что «Юг Агротехника»… продана! Отныне компания находится под управлением «Агрокомплекса Выселковский». Однако нетрудно справиться в Госреестре и получить официальный ответ на вопрос «кто в доме хозяин?».Чёрным по белому в Едином государственном реестре записано, что собственником «Юг Агротехники» является ООО «Южная топливно-энергетическая компания» – тоже «тёмная лошадка» с колхозного поля. Кому и зачем нужна вся эта путаница? Как говорит фермер Эдуард Карпенков, колхозникам нетрудно мозги запудрить:
– Приходят эти деятели на сход и начинают людям сказки рассказывать. А люди у нас колхозники. Матери моей, например, 76 лет. Пенсионеры в своё время с этим не сталкивались, где им разобраться во всех хитросплетениях…
А если ещё Квашнин при этом предупреждает, что несогласных могут и к ответственности привлечь?.. И глава района от него не отстаёт – требует с фермерами дел не иметь, землю им не отдавать.
Фермеры, которые не теряют надежды получить свою землю, объединились и создали своё АО «АгроКубань» и предложили пайщикам арендную плату более выгодную, чем ООО «Юг Агротехника». Из расчёта на 1 земельную долю они дают пшеницы фуражной – 4000 кг, масла подсолнечного – 40 л, сахарного песку – 100 кг. А ещё компенсация расходов по уплате земельного и подоходного налогов, бесплатная вспашка огородов, бесплатная доставка арендной платы к месту жительства арендодателя. Так, по итогам общего собрания 84% голосов пайщиков было отдано за разрыв отношений с «Юг Агротехникой» и передачу земли в аренду фермерам. Но и после такого решения ситуация не изменилась, а фермеров завалили исковыми заявлениями.
– Моё крестьянско-фермерское хозяйство «Карпенков» существует с 2007 года, – продолжает Эдуард Карпенков. – С 2007 года мы не меняли учредителей, не «кидали» банки, не «отжимали» чужое имущество, никого не убивали. Все эти годы я честно работал – занимаюсь выращиванием сельхозпродукции, плачу налоги в местный бюджет, а не куда-то за границу. В прошлом году мы вырастили три с половиной тысячи тонн пшеницы. Кроме этого кукурузу выращиваю, подсолнечник. В планах – животноводство. Всё это требует больших трудозатрат, надо развивать хозяйство, сеять-веять, а я тут по судам хожу…
Закрытые глаза Фемиды
Над фермерами открыто смеются те, кто чувствует за собой силу в виде административного ресурса. Им, не стесняясь, в лицо говорят, что при такой поддержке любой суд решится в их пользу, а фермеры останутся не с землёй, а с носом. Продолжение «цапковской» истории в Ленинградском районе привлекло внимание губернатора края Вениамина Кондратьева, который 12 февраля 2016 г. побывал в районе и встретился с фермерами. Он лично пообещал им разобраться во всём и настоятельно рекомендовал развивать фермерское движение.
Однако губернатор, как некрасовский барин, уехал, а фермеры вместо земли получили судебные повестки. А ООО «Юг Агротехника», словно в насмешку, спешит обрабатывать спорные земли, потому что последователи могущественного бандита Цапка уверены, что решения судов будут в их пользу.
В эту же дуду дует и заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка. Он сделал фермерам странное предложение: забрать 700 га вместо положенных им 4 тыс. га. Он заранее почему-то уверен, что суд будет на стороне «Юг Агротехники». Андрей Николаевич, ау! Почему?! Откуда такая уверенность?!!
Из всего этого надо делать вывод, что кроме убийц из кущёвской ОПГ в смерти фермеров Валерия и Романа Богачёвых, Сервера Аметова и его семьи, Анатолия Смольникова и других виновны ещё и те, кто должен был стоять на страже закона, кто ратует за развитие фермерства в крае, а на деле, получается, потворствовал и продолжает потворствовать сильным мира сего. И пока можно лишь констатировать факты: в Краснодарском крае с беззаконием и криминалом не покончено. Бездействие – тоже преступление.
Точку в этом беспрецедентном фермерском деле должен поставить суд.
Повязка на глазах богини Фемиды символизирует беспристрастность. Судья не должен смотреть на тех, кто приходит к нему, не имеет права принимать во внимание их имущественное и социальное различие. Он должен выслушать стороны и поступить по закону. В этом смысле правосудие обязано быть слепым. Однако последователи землевладельца и бандита Цапка уверены, что им дозволено развязать глаза Фемиде, чтоб строгая барышня видела, с кем дело имеет, чтоб понимала, в чью сторону надо склонить чашу весов, чтоб ненароком не ошиблась, принимая решение…