Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Санкт-Петербург → Общество № 8(499) от 3.03.16

Из Пулково на Витебский вокзал. А далее?..

Проектировщики «Ленгипротранса» без работы не останутся

, 18:11

Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга на днях порадовал горожан очередной радужной новостью. Оказывается, ПАО «Ленгипротранс» завершило первый этап проектных работ, а точнее, предпроектные проработки по организации беспересадочных пассажирских  железнодорожных перевозок из аэропорта Пулково к Витебскому вокзалу.

Как сообщает Смольный, поручение о выполнении этих работ было дано вице-губернатором И.Н. Албиным в рамках рабочих совещаний с профильными комитетами городской администрации и ОАО «РЖД».

Для проектировщиков «Ленгипротранса» такое задание оказалось не в новинку. Пять лет назад по заказу городского правительства и ОАО «РЖД» они уже создавали подобный проект железнодорожного сообщения из аэропорта Пулково до Балтийского вокзала (станция метро «Балтийская»). В ту пору экономическое положение страны и её инвестиционная привлекательность были значительно выше, а среднегодовая цена на нефть марки «Брент» в 2011 году составляла 111 долларов за баррель. Но даже в то благополучное время за реализацию проекта так и не взялись. Сейчас же, когда нефть стоит чуть более 30 долларов и мы изыскиваем любые возможности сэкономить, урезая бюджет где только можно, неожиданно возникает этот теперь уже несколько обновлённый и перелицованный проект. В СМИ уже появилась информация со ссылкой на аппарат Албина, что стоимость ветки до Витебского вокзала обойдётся в сумму около 15 млрд рублей! Добавим, что 10 млрд город уже получил из федерального бюджета. Теперь поиск инвестора будет вестись на основе конкурса на государственно-частное партнёрство. Кто рискнёт взяться за проект, ведь это, как говорится, «долгие деньги», а эксперты уже заявили, что «стагнация экономики всегда снижает инвестиционную привлекательность инфраструктурных вложений».

Легенды оживают вновь

Помните, с каким азартом шли дебаты о проекте скоростного трамвая в Пулково? Чем кончилось? А чего стоил проект по созданию в Северной столице нового вида пассажирского транспорта – «надземного экспресса». Первый участок «воздушного трамвая» длиной 7 км предполагалось ввести в 2003 году, а второй этап этого чудо-строительства был рассчитан до 2011 года и третий – до 2020 года. Тогда городские власти нам обещали, что будущая питерская надземка будет походить на экспрессы Парижа и Лилля, не говоря о Китае. Но мы не Поднебесная, где подобные планы осуществили менее чем за десятилетие и не в одном городе. Неосуществимой оказалась и идея протянуть скоростную линию к открытию чемпионата мира по футболу 2018 года.

Скорее всего, питерским властям не даёт покоя развитие инфраструктуры Москвы, где уже давно есть и аэроэкспресс, где станции метро открываются одна за другой с такой скоростью, что и новостью это не назвать, быстро строятся крупные транспортные развязки, а вот в Питере, ко всеобщему позору, до сих пор не могут достроить злополучный стадион.

Как это будет?

Рассказывая о существенных преимуществах данного проекта, в опубликованном сообщении говорится, что в проработках «Ленгипротранса» «показана принципиальная возможность сохранения объёмов пригородного движения на существующей линии с интеграцией дополнительного тактового движения в аэропорт до 57 пар поездов в сутки». Время хода электропоездов от аэропорта до Витебского вокзала планируется не более 25 минут. Как близко будет подходить электричка к зданию уже построенного аэровокзала «Пулково»? В Мюнхене или Шанхае от платформы до стойки регистрации этот путь занимает считаные минуты. Удастся ли сделать так у нас? Готово ли здание Витебского вокзала (кстати, это памятник архитектуры) без реконструкции принимать из аэропорта и отправлять в Пулково дополнительный и весьма внушительный поток пассажиров? Да и как перенесёт предстоящую нагрузку стоящее почти вплотную к вокзалу здание станции метро «Пушкинская»? В часы пик к лавине пассажиров из пригородов города прибавятся ещё и сотни авиапассажиров. Главный козырь проекта, по замыслу авторов, в том, что, во-первых, при таком варианте не придётся серьёзно реконструировать существующие пути, а во-вторых, авиапассажир попадает в исторический центр города. А дальше? С чемоданами осматривать красоты Петербурга? Будет ли авиапассажирам удобно? На автобусе до метро «Московская» можно добраться за двадцать минут. А путь до «Пионерской» занимает чуть больше часа… Кстати, идея протянуть линию метро до аэропорта, который находится в городской черте, была весьма разумной и удобств пассажирам доставила бы значительно больше.

Петербург ожидает туристический бум?

Вице-губернатор города Игорь Албин так комментирует ситуацию: «Пассажиропоток, обслуженный аэропортом Пулково в 2015 году, составил около 13,5 миллиона человек, в перспективе ожидаются развитие дальнемагистральных маршрутов и рост пассажиропотока до 22 миллионов человек. В весенне-летнюю навигацию 2016 года из аэропорта Пулково планируется запуск рейса одной из крупнейших китайских авиакомпаний China Eastern в Шанхай, возобновится рейс АК «Россия» в Пекин, увеличится частота рейсов на период туристического сезона в Юго-Восточную Азию: Пхукет, Бангкок, Сеул, Пунта-Кана. Ведётся работа по увеличению чартерных направлений из Китая в Санкт-Петербург. Организация удобной беспересадочной связи между центром Петербурга и аэропортом – актуальная задача, и правительство рассчитывает найти достойного инвестора в качестве партнёра по проекту железнодорожного экспресса».

Но вот как-то трудно себе представить, что многочисленные группы организованных туристов с восторгом будут садиться в эти электрички, чтобы через полчаса пересаживаться с багажом на автобусы и разъезжаться по своим гостиницам.

Авторы этой идеи уповают на то, что, оказавшись за 25–30 минут на Витебском вокзале, авиапассажир с багажом испытает счастье. Может быть, и да, если он намерен поселиться в каком-нибудь мини-отеле на Загородном проспекте или же он живёт рядом с вокзалом. Москву в пример тут ставить не надо – масштабы там просто несоизмеримые! Да и удалённость аэропортов от центра города гораздо более значительная. Кстати, обслуживает Московский аэроэкспресс не один, а три аэропорта.

Коллапс на Загородном не исключён

Правда, хочется верить, что этого не случится. И Загородный проспект в районе Витебского вокзала не превратится в место постоянных пробок. Проехать утром и вечером через центр города и без того проблема. А пик прибытия и вылетов из Пулково приходится именно на утренние и вечерние часы. Если даже четверть транспорта встречающих-провожающих переместится из Пулково на Загородный, проблемы не избежать.

И ещё. В информации Смольного говорится: «Аэроэкспресс» – наименование, принадлежащее проекту железнодорожного сообщения Москвы с аэропортами, и если проект в Петербурге будет реализован другими инвесторами, ему потребуется собственное название». Значит, похоже на то, что инвестор всё же уже реально обозначился…

На прошлой неделе наша газета рассказала о планируемой «реконструкции» Русского музея, которая потребует больших бюджетных затрат и по сути ничего не даст. Автор того материала не без оснований задала вопрос: «А можем ли мы быть уверены в бескорыстии тех, кто проталкивает наверх многомиллионные проекты?»

Подобный вопрос возникает всегда, когда речь заходит о масштабных проектах.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram