> Неосуществимых желаний нет - Аргументы Недели

//Общество

Неосуществимых желаний нет

25 февраля 2016, 02:22 [«Аргументы Недели», Дмитрий ГРУНЮШКИН ]

фото: delo.ua

Андрей Максимов – личность известная. Он весьма популярен как журналист и телеведущий. Но его таланты на этом не заканчиваются. Он востребованный драматург, спектакли по его пьесам ставят именитые режиссеры. Он автор множества книг. Но сегодня наш разговор о другом. Последние годы Андрей посвятил разработке и описанию новой методики, которую назвал «психофилософией». Попытаемся выяснить, что это за зверь и с чем его едят.

- Давайте с самого начала. Как говорится «от яйца». Что натолкнуло вас на мысль создать психофилософию?

- Я довольно много читал лекций о том, как брать интервью в повседневной жизни, об интервью как о жанре не журналистики, а жизни. В какой-то момент после лекций ко мне стали подходить люди и задавать вопросы, не имеющие никакого отношения к теме лекции: о своих взаимоотношениях с близкими, с детьми, с самим собой.

Например, как-то на журфаке ко мне подошла девочка, сказала, что у нее проблемы с мамой и попросила помочь ей решить эти проблемы. Первой мыслью было как-то отделаться от этой девочки. Я же журналист, а не семейный психолог. Зачем мне это? Но потом подумал, что ей действительно нужна помощь, нехорошо отказывать человеку. Ситуация оказалась достаточно простая и я помог. Но это стало повторяться. Мама этой девочки рассказала об этом своей подруге, та другой – и понеслось.

Раздумывая над этим странным явлением, я в какой-то момент осознал – все люди являются психологическими консультантами. Ко всем кто-то приходит со своими проблемами – муж к жене, дети к матери, сосед к соседу. Они помогают друг другу исходя из личного опыта, который глубоко индивидуален. И часто неудачен. И нет никакой системы, которая как-то упорядочивала бы такой процесс.

Я решил такую систему придумать. И вожусь с ней уже больше 10 лет.

- Любая система имеет под собой какой-то базис. У психофилософии он есть? Не из головы же вы ее придумали.

- Разумеется. У моей системы три источника. Это мои телеэфиры. Во время интервью важно помочь человеку раскрыться. Только тогда ты получишь от него информацию, нужную тебе. Во-вторых, это мои консультации. И третье – литература по психологии. Я прочитал, наверное, всех серьезных психологов. В итоге у меня сейчас есть два главных дела. Телевидение, которое я очень люблю. И созданная мной психофилософия. Все остальное – мои книги, пьесы, по которым ставятся спектакли – тоже важно, но все же на втором месте.

- Так когда у психофилософии «день рождения»?
- Года три назад массив информации, который я накапливал, сложился в систему и я написал первую книгу по этой теме. Это можно назвать «днем рождения». Отправив файл в издательство, я в тот же день сел за вторую книгу. Меня буквально распирало. Книги вышли подряд и стали неплохо продаваться. Я понял, что система востребована.

- Откуда взялся термин «психофилософия»?

- Я его сам придумал, более того, получил на него патент.

- Хотелось бы уточнить. Психология – это медицинская отрасль. Философия – что-то на стыке науки и религии. Чего больше в вашей системе – психологии или философии?

- Я хочу сразу сказать принципиальнейшую вещь – в психофилософии вообще нет медицины. Я бы никогда не взялся, не имея образования, лечить людей. Это абсолютно исключено. На Западе то, чем я занимаюсь, называют «консультант по мотивации». Я пытаюсь помочь людям найти мотивацию для изменений в их жизни.

Психофилософия – это общая система. Она формулирует некие принципы. И уже эти принципы накладываются на каждый конкретный случай.

Человека по жизни ведут две вещи. Его психика и его индивидуальная философия. Если ты пришел в тупик, то он заложен твоей философией. Задача психофилософа разобраться в твоей философии, понять, почему она ведет в тупик и поменять ее так, чтоб человек мог из тупика выйти и больше в него не попадать.

- Плыть по течению – тоже философия.

- Если принять жизнь за реку, то по ней можно передвигаться как листик по течению. Или как пароход. Трагедия возникает, когда у парохода встает мотор, и он начинает плыть по воле волн. Когда рожденный плыть и везти начинает зависеть от волн и ветра. Ко мне не приходят люди, которым комфортно быть листиком. Ему и так хорошо. Если человек пришел за помощью, значит, он уже не хочет быть листиком. Ему плохо и он хочет все поменять.

- Кто приходит к вам на консультацию?

- Давайте сразу определимся – я не практикующий психоаналитик, я этим не зарабатываю. Все эти консультации мне интересны, прежде всего, как возможность на практике использовать созданную мной систему. Возвращаясь к вопросу - всех, кто приходит ко мне, можно разделить на три группы. Первая – это люди, у которых проблемы с детьми. Это самая большая группа. Вторая по величине группа, у которой проблемы с призванием. Им по 30 с лишним лет и они не знают, как жить дальше. И третья – люди с проблемами в личной жизни.

- То есть, больше частью это проблема взаимоотношений и самореализации.

- Так жизнь большей частью именно из этих двух вещей и состоит.

- Как обычно происходит такая консультация?

- В отличие от докторов, я не ограничиваю человека во времени. Он минут сорок рассказывает про свои проблемы. Потом какое-то время мы тратим на то, чтобы понять, что он рассказывает совсем не про то, про что хотел. И проблема, на самом деле, в другом. И мы оставшееся время вместе ищем, где скрыта эта проблема. Чаще всего она в неправильной мотивации в отношениях с самим собой или с другими людьми.

- И вы делитесь с человеком своим опытом?

- Ни в коем случае! Один из главных принципов психофилософа в том, что он никогда не говорит «а вот, например, я».
Опыт, вообще, бесполезен для других. У каждого человека свой опыт. Мы понимаем, что с ребенком и дедом надо говорить по-разному. Но почему-то мы не хотим понимать, что каждый человек живет согласно своей собственной жизненной философии. И ваша философия ему не подойдет. Для одного главное карьера. Для другого самовыражение. У третьих иные ценности. Например, один мой знакомый артист считает, что лучшее занятие в мире – копаться в огороде и выращивать капусту. И именно для того, чтобы обеспечить такую возможность, он работает в театре. Он никогда суперзвездой не станет. Поэтому, когда мы говорим с человеком, мы должны, прежде всего, понять эту его внутреннюю философию, а не навязывать свою. Только тогда мы сможем говорить с ним на его языке.

Есть принципы психофилософии, они описаны в моих книгах, пользуясь которыми можно сделать так, чтобы человек помог себе сам. Например, помочь человеку понять: он живет сообразно своим желаниям или нет. А если нет – то, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.

- Вы никому не отказываете?

- Отказываю. Например, когда понимаю, что человек болен и ему нужен не мой совет, а помощь доктора. Или когда я не знаю, чем помочь. Я же не всесилен.

- У вас вышло уже несколько книг по психофилософии.

- Книги эти разные. Например, недавно вышла книга «Родители как враги». В ней я собрал ответы на самые популярные на моих консультациях и лекциях вопросы, касающиеся воспитания детей. В трех книгах по психофилософии я объясняю суть психофилософии и то, как ее можно практически использовать. Я хотел бы надеяться, что прочитав эти книги, человек сможет помочь другим и себе, если отнесется к себе, как к другому.

- Это не учебник начинающего психофилософа?

- Я думаю о написании такой книги, но пока ее еще нет.

- И, все же, как обойтись в таких книгах без личного опыта?

- Очень просто. Это не мои взгляды, это результат трех составляющих, о которых я говорил выше. Это система. А как любая система, она опирается не на личный опыт, а на базовые вещи. Например, формула «сила равняется произведению массы тела на ускорение» - это же не результат личного опыта физика. Она таковой останется даже без его согласия или мнения.

- У вас самого нет проблем?

- Полно. Но психофилософия помогает мне усмирить некоторые вещи, которые мешают жить.

- Чтобы жить в мире с самим собой, нужно двигаться по пути осуществления реальных желаний и смириться с наличием неосуществимых?
- Неосуществимых желаний нет. Если не путать их с прихотями и фантазиями. Желание это то, без чего вы жить не можете. И, значит, вам придется либо его осуществить, либо не жить, а влачить существование. Простой же выбор. А прихоть, это «неплохо бы». Потакать всем своим прихотям ужасно. А желаниям – обязательно. На самом деле такие огромные желания бывают в жизни довольно редко. Их обязательно нужно осуществлять. Выбор любимого человека, выбор друга, выбор профессии. Павел Бажов, знаменитый сказочник, написал свою первую сказку в 58 лет. Так что даже начать осуществлять желание никогда не поздно. Я знаю, о чем говорю. Я закончил журфак МГУ. После этого начал писать пьесы для театра. А потом начал проводить психологические консультации. Я никакой не гений-многостаночник. Мне просто этого очень хотелось. Поверьте, если вы чего-то очень захотите, это будет осуществимо. У меня 40 книг. Зато я почти не хожу в кино, не бываю в компаниях. Я работаю. Мне это жутко интересно.

- Некоторые философские школы пропагандируют путь к счастью через страдание.

- В жизни и так слишком много страданий, чтобы еще и самому их на себя навлекать. Стремиться надо к радости. Что видит христианин в истории про Христа? Один видит муки и распятие. А другой видит радость воскрешения. Это же очень светлая религия. Но ты увидишь только то, что хочешь увидеть. Радость или страдание – это в очень большой степени выбор человека, а не результат обстоятельств.

- Помните анекдот про сову и мышек, которые пришли к ней жаловаться на жизнь, а она посоветовала им стать ежиками. А как? Не мое дело, сами решайте. Философия, как сова, дает общие ответы. А люди хотят конкретики.

- Психофилософия – очень конкретная система. Я как-то ради эксперимента сам обращался к психологу и психиатру. И понял одну вещь. Они рассказывают мне про меня, про мои проблемы. А когда я спрашиваю, что делать дальше, ответа ни у кого нет. Я хочу, чтобы психофилософия помогла найти именно конкретный ответ – куда и как двигаться, чтобы решить проблему.

- Вы отслеживаете динамику своей работы – помогает ли это?
- В работе методом сарафанного радио есть один полезный момент. Приходит женщина. Я спрашиваю, откуда она про меня узнала. А вот Маша у вас была и мне рассказала. А как у Маши дела? Да отлично, поэтому я к вам и пришла.

- Приходят ли к вам повторно?

- У психологов и психиатров есть постоянные клиенты. Я долго об этом думал. Не мог поверить, что тут все дело в финансах, и психологам выгодно подольше держать при себе клиента. Скорее всего, дело в другом – они имеют дело с реально больными людьми. И им надо не просто править мозги, а долго и упорно лечить. Чего я никогда и ни под каким видом делать не буду, потому что я не доктор и просто не имею права это делать. Фильм «Остров» помните? Там человек приходит к священнику, и тот сразу вправляет ему мозги. Я один раз поговорил с батюшкой, и он очень сильно мне помог изменить себя. Когда человек «потерялся», ему достаточно указать путь. А больного надо долго и упорно лечить. Хотя, конечно, есть и те люди, которые приходят ко мне ни один раз с разными проблемами.

- Один рэбе давал своему «прихожанину» так много советов по лечению кур, что они у него все передохли. Вы ощущаете ответственность за свои советы?

- А вы? Все дают друг другу советы. Я обычный человек. Я отличаюсь от других только тем, что у меня для советов разработана система. Правильная ли она – не мне судить. Но она есть и она работает.

- Ваши последние книги посвящены педагогике. Переключились со взрослых на детей?
- Эти книги тоже большей частью для взрослых. Это часть психофилософии. Как я уже сказал, отношения с детьми – самый крупный пласт проблем, которые волнуют людей. Вот я об этом и пишу. Невозможно воспитать ребенка, если прежде не воспитать родителя. Ребенок обычно либо копирует родителей, либо наоборот, делает все поперек, если ему этот пример не нравится. В пьющей семье вряд ли вырастет пьющий умеренно сын. Он будет либо таким же пьяницей, либо совершенным трезвенником.

- Проблема отцов и детей по-прежнему актуальна?

- Это трагедия! Приходит женщина и говорит – я не могу найти общий язык с дочкой. Дочке семь лет! И она не знает, как общаться с семилетним человеком. Я же не могу начать ей говорить, что нужно дочку любить и т.п. Она и без меня ее любит. Как умеет. Только эта любовь не приносит радости ни ей, ни дочери.

- И что делать? Что вы им советуете?

- В первую очередь, осознать, что ребенок – это личность, чьи мысли, страдания, сомнения надо уважать. Без этого взаимопонимания найти нельзя.

А если ребенок лишь инструмент для воплощения собственных нереализованных планов, то мать относится к нему, как к рабу, который должен выполнять ее указания. Он должен жить так, как она скажет, потому что она умная и она знает. Осознание того факта, что ребенок – это самостоятельный человек со своим миром, само по себе может сильно изменить отношение человека к своему ребенку. А дальше есть масса индивидуальных факторов. Например, во время беседы с такой женщиной ей позвонила дочь. Мать сбросила звонок. Я спросил – зачем вы это делаете? Дочь должна понимать, что она самое главное для вас. Нетрудно поговорить с ребенком по телефону. Но это многое изменит. Спрашиваешь у родителя – каким вы хотите видеть своего ребенка. Все отвечают – счастливым. Но когда вы не отвечаете на его звонок – вы об этом помните?
Если все внимание отдавать ребенку, маленький монстр может вырасти.

- У нас всегда почему-то присутствует страх избаловать своего ребенка. Никто не боится, что недолюбит, но боятся избаловать. Удивительно.

Я на лекциях спрашиваю – кто ощущает себя счастливым. Очень мало кто поднимает руки. Теперь скажите, кто считает, что детям надо передавать свой опыт. Лес рук. Третий вопрос – а что вы им передаете? Вот этот опыт построения несчастной жизни, которую вы сами для себя соорудили?

Я сейчас пишу книгу «Дети как зеркало». Она как раз об этом. Если ты хочешь чтобы твой ребенок был счастлив, первым делом ты должен поменяться сам. Давай подумаем, почему ты живешь не так как хочешь. У тебя не получается? Или еще что-то мешает? У тебя на работе все плохо, ты жалуешься, что тебя начальство не любит. А ты сам себя хотя бы любишь? Ты видел Вуйчича – человека без рук и ног? Он стал одним из самых известных людей мира. Он живет счастливой жизнью. Глядя на него тебе не стыдно говорить что-то про обстоятельства?

- Но героизм – штучный товар.

- А Вуйчич, как и Хоккинг - не герои. Они просто создают реальность. Это основная идея писхофилософии – строить реальность, а не ждать, когда она тебя сама построит. Один из величайших психологов 20 века Виктор Франкл, еврей, попавший в Освенцим. Так он там, в лагере смерти, не просто выживал, а изучал поведение людей в сложнейших обстоятельствах. Он превратил Освенцим в свою лабораторию и получил материал, который никогда бы не смог получить в других обстоятельствах. Он выжил там. Он диктовал свою книгу «Скажи жизни – да», потому что не мог писать, обессилел. Эта книга поставила его в один ряд с Фрейдом, Юнгом и другими столпами психологии. А вы говорите – обстоятельства мешают.

- Но не может быть в России 140 миллионов франклов.

- Вопрос в другом – никто не хочет быть Франклом. Вопрос выбора. Для вас Франкл герой, каких мало. А для другого – это человек, который в сложнейших обстоятельствах победил. А значит я, в гораздо более простых обстоятельствах, тоже могу победить. В России эпидемия холеры. А у Пушкина – Болдинская осень. Он не мог никуда выехать, но не стал пьянствовать и кутить, а превратил обстоятельства в самый плодотворный период в его творчестве. Он выбрал. Да, не каждый может стать Франклом. Но вот хотеть стать Франклом и двигаться по этой дороге – может каждый.

- Вы единственный психофилософ в стране?

- В Московском институте психоанализа я скоро открываю мастерскую, где буду учить людей психофилософии. Двенадцатичасовой курс, по окончании которого выпускники получат свидетельство. Но уже и сейчас есть некоторое количество людей, которым близки идеи психофилософии и они пытаются их использовать.

- У вас будут уже настоящие ученики, как у основателей старых философских школ?

- О чем вы говорите? Я в такой плоскости об этом не думаю. Просто мне кажется, что принципы психофилософии облегчают людям жизнь. А поскольку так получилось, что мы всегда живем тяжело, то эта система особенно полезна именно в России.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте