По словам Президента РФ Владимира Путина, малый и средний бизнес должен представлять собой опору развития экономики нашей страны. Для этого постоянно формируется и дополняется список поручений лидера России, которые должны помочь достичь этих целей. Однако с какой скоростью и эффективностью выполняются поставленные задачи, и кто за них несёт ответственность?
Об этом «АН» спросили у первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по экспертно-аналитической деятельности Владислава Корочкина.
– У каждого поручения есть свои сроки, и они действительно выполняются. Другой вопрос, насколько формально и содержательно это происходит? Например, что касается создания для самозанятых граждан условий ведения предпринимательской деятельности в упрощенной форме (в виде приобретения патента) – не понятно когда это будет реализовано в готовом виде.
– На недавно прошедшем форуме «Опоры России» поднималась проблема проверок…
– Плановые проверки потихонечку сокращаются. Относительно внеплановых, которые инициируются по жалобам – было дополнительное поручение Президента по итогам нашего форума, чтобы была разработана система идентификации личности заявителя. Формулу этого механизма мы нашли. С одной стороны это освободит инспекторов от обязательности выхода из-за каждой жалобы, сделает их более обоснованными. С другой, сведёт на нет «анонимки», которые использовали, чтобы лишний раз оказывать давление на бизнес. Также был ряд предложений, которые снизили бы число таких внеплановых проверок, потому что они имели тенденцию к росту в последние 2-3 года.
– Одной из проблем для бизнеса остаются многочисленные бюрократические преграды. На этот счёт тоже были поручения. Каков итог?
– На данный момент в регионах всё по-разному. В условиях кризиса губернаторы заинтересованы в развитии экономики и сохранении социальной стабильности. Поэтому многие действительно стараются привлекать инвесторов. Многое делается и для ускорения процедур получения разрешений по присоединению к инфраструктуре и т.д. Например, для подключения к газу или получения разрешения на строительство в московском регионе раньше нужно было года 2 ждать, а сейчас уже можно за 3 месяца и меньше получить все бумаги.
А что касается необоснованных платежей, то сейчас в кризис это становится большой проблемой для экономики в целом. По этому поводу также было поручение Президента, провести ревизию всех требований к предприятиям, чтобы выявить из их списка избыточные. А также провести ревизию функций федеральных органов, избавиться от лишних, чтобы сократить издержку госорганов и облегчить жизнь бизнесу.
– Возникают ли преграды для исполнения поручений Президента?
– В целом работа ведётся, но не так быстро, как хотелось бы. Понятно, что не все поручения исполняются. А некоторые выполняются лишь формально. Но хотелось бы надеяться, что раз направление выбрано верно, то рано или поздно мы достигнем цели.
За каждое поручение отвечает тот, на кого возлагает ответственность лично Президент (среди них, например, Д. Медведев, Э. Набиулина, И. Артемьев, Ю. Чайка, А. Улюкаев, региональные власти и т.д. – прим. «АН»). И тут сложность заключается в том, что считать исполнением поручения? Ведь многие из них сформулированы достаточно гибко. Например, определиться с целесообразностью того-то. Первый раз читаешь – кажется, что эти меры однозначно решают проблему. А на самом деле в качестве исполнения поручения может оказаться вывод о том, что это не нужно делать или делать, но лишь наполовину.
Вспомнить хотя бы обсуждения на тему того, что по результатам первой проверки малого и среднего бизнеса в качестве наказания может быть вынесено лишь предупреждение, а не штраф. Когда начинают рассматривать эту проблему, чиновники начинают считать, что всё это хорошо, но касаться должно соседнего ведомства, а не их конкретно. Поэтому процедура бесконечных согласований и выслушивание самого федерального органа или контрольно-надзорного, который пытается всячески обосновать сохранение своих полномочий и возможностей, которые есть сейчас – запускает многие здравые и нужные процессы по замкнутому кругу.
На наш взгляд поручение за первую проверку без штрафов должно быть принято первоначально для всех статей КоАП, а уже потом выслушивать реальные обоснования, основанные на данных статистики, и менять что-то только в тех случаях, когда действительно штрафовать малые и микропредприятия необходимо. Хотя, в реальности, они не способны нанести существенного ущерба.