Скользкая тема
19 февраля 2016, 15:46 [«Аргументы Недели», Сергей Михайлов ]
Московские травматологи озвучили печальную сравнительную статистику: горожане поскальзываются и травмируются на новомодной тротуарной плитке почти в пять раз чаще, нежели на асфальте. Особенно эта статистика полезла вверх после недавних февральских ливней. Почему?
Обещать – не мешки ворочать!
Когда несколько лет назад команда нового мэра алчно кинулась изучать столичные улицы и переулки, кому-то в голову пришла идея весь городской асфальт заменить сомнительной самопальной плиткой. Благо, все бывшие коровники и свинарники Московской области были отданы на откуп армянским умельцам для изготовления таковой. (Не думаю, что московская мэрия заказывала плитку на фабриках севрского или китайского фарфора – С.М.).
Хорошо помню всевозможные пресс-конференции, ток-шоу, публичные выступления чиновников перед озадаченными горожанами, где нас уверяли в исключительной полезности этой затеи. Главная мысль: дескать, асфальт при нагревании выделяет вредные органические соединения, от того в городе и дышать нечем. (Правда, и после того, как улицы обклеили плиткой, изготовленной по не известным нам технологиям, альпийской свежести в столице почему-то не прибавилось – С.М.). Почему?
Скорее всего, потому, что такой задачи, во-первых, перед властями не стояло, а во-вторых, потому, что ни в одном мегаполисе мира власти таких задач перед собой и не ставят в силу их реальной неисполнимости. Тут, скорее пакет вопросов надо адресовать, например, нашим отечественным автогигантам, где до сих пор конструкторы и инженеры, похоже, даже не знают, что такое «катализаторы выхлопных газов». Или директорам тех производств, которые выбрасывают в московский воздух или сливают в московские реки все отходы еще со времен Иосифа Виссарионовича.
Второе клятвенное заверение, которое транслировалось во всех подконтрольных мэрии СМИ, было тоже обнадеживающим: плитка, дескать, будет со специальным шероховатым покрытием, которое ни одному из москвичей или гостей столицы даже при и желании не позволит средь бела дня расквасить нос о новое чудо-покрытие.
Возможно, где-то таковую и положили. Например, перед входом на Тверской-13.
Но так же возможно при этом не учли, что миллионы подошв в рекордный срок эти «защитные» шероховатости отлакируют до блеска палехских шкатулок, что и произошло.
Ко всему прочему, лед с асфальтового покрытия испокон веков скалывали обычными ломами без ущерба для последнего. Плитка же оказалась произведением капризным, к лому и штыковой лопате непривычным: вместе со льдом стала тоже массово превращаться в осколки. Мало пользы принесли и пресловутые реагенты.
В Хельсинки, например, все тротуары в центре города … с подогревом! И это в стране, где о нефти, газе, угле и прочих природных обогревателях говорят с уважением и доброй завистью, т.к. их там нет и отродясь не бывало. А тротуары сухие! И без всяких термоядерных реагентов, которые сжирают любую обувь до дыр, а лапы собакам калечат навсегда.
Дорогу осилит стоящий?
Недавно первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по социальной инфраструктуре и ЖКХ Артем Кирьянов в одном из радиоэфиров заявил о том, что ОП РФ готовит обращение на имя Сергея Собянина с требованием обосновать появление, полезность и безопасность злополучной плитки на улицах города.
— «То, что сегодня происходит – это неприемлемо!» — подытожил мысль г-н Кирьянов. Думаю, в Москве не найдется человека, который думает иначе … Кроме, конечно, членов команды самого мэра, которые эту идею ему и подсунули, а затем, по законам жанра, и контролировали ее финансовое обеспечение. Громкие скандалы после «реконструкции» МКАД и строительства ТТК, похоже, в сознании городских чиновников своего аналитического уголка так и не нашли.
Впрочем, будем объективны.
Нельзя сказать, что власти города стопроцентно живут по известному принципу «собака лает, караван идет!» Иногда они возбуждаются.
В преддверии предстоящего диалога ОП РФ и мэрии, ее чиновники уже выступили с рядом практических советов, как в такой нелегкой социальной обстановке избежать излишних физических травм.
Например, в мэрии предложили горожанам-пешеходам во время снегопадов и обледенения без лишней надобности … вообще не выходить из дома. Мысль, конечно, прогрессивная, но исполнимая лишь тогда, когда зарплаты, еду, лекарства и т.д. москвичам будут приносить домой. Не требуя при этом от них появляться на своих рабочих местах.
МЧС, ГИБДД и Дептранс тоже молчать не стали и дружно в тысячный раз повторили свою маниакальную мантру о том, чтобы автомобилисты старались меньше выезжать на улицы города. Для них было бы счастьем, если бы все машины перестали вообще появляться на московских улицах. Мысль не нова и устойчива как Эверест.
Кто виноват и что делать?
Фактически, во всех бедах и несуразностях любого города виноваты его управители. Но Москва – город особенный, где всегда во всем становятся виноваты лишь сами горожане: «То, что позволено Цезарю …», ну и т.д.
Поэтому позитивных подвижек для горожан от начавшегося пикирования ОП РФ и мэрии я особо не жду: сколько их уже было!
Но и отказываться от собственной точки зрения на происходящее общественности тоже не годится: этак нас всех захомутают по рукам и ногам волюнтаристскими городскими инициативами, а закормленные щедрыми грантами СМИ озвучат это как крайнюю и единственно верную заботу властей о своих подданных.
И делать это надо постоянно, а не только в начавшуюся эпоху предвыборного депутатского гона. Тогда, может, и руки-ноги будут целы и голова болеть не будет.
P.S. Пока писал эти строки, узнал, что у спортсменов появился новый праздник – День зимних видов спорта. И как ведь своевременно: если есть фигурный слалом, фигурное катание, то почему бы в Москве не ввести и фигурное хождение по тротуарам?
Здесь бы мы определенно были «впереди планеты всей» и в грязь лицом конечно бы не ударили. Если только – носом об обледенелый тротуар …