Аргументы Недели Петербург → Общество № 5(496) от 11.02.16

Ярмарка невест

Как не превратить в неё городской центр импортозамещения

, 18:28

Слово «импортозамещение» сегодня стало каким-то сакральным: иногда практическим, иногда мифическим. И, чтобы отделить зёрна от плевел, в сентябре прошлого года на площадке «Лэнэкспо» был открыт Центр импортозамещения и локализации. Он представляет собой постоянно действующую выставку достижений промышленности и науки.

Сегодня одним из самых главных достижений работы центра стало создание Базы импортозамещения, которая теперь доступна в сети Интернет. Главная цель её создания – установление связей между заказчиками и производителями, которые могут представить конкурентоспособную российскую продукцию взамен иностранной. В этой Базе уже представлено более 33 тыс. товарных позиций отечественного производства и свыше 18 тыс. импортных товарных позиций, порядка 350 предприятий стали участниками этого ресурса, база ежемесячно пополняется на 50 организаций и предприятий.

По словам главы Комитета по промышленной политике и инновациям городской администрации Максима Мейксина, «за время работы центра было проведено более 300 мероприятий, 15 тематических недель, состоялось более 200 семинаров и конференций.

Свои экспозиции на площадке представили Владимирская, Челябинская, Воронежская, Иркутская области, Республика Башкортостан, Пермский край, Республика Хакасия, Севастополь, Республика Беларусь, Архангельская, Костромская, Псковская и Ленинградская области.

В 2016 году центр продолжит работу в формате тематических недель, более 600 предприятий будут привлечены в качестве участников выставочной экспозиции. Совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга планируется проводить торгово-закупочные сессии с крупными торговыми сетями и оптовыми закупщиками, начнётся разработка каталога компетенций российских предприятий».

Городские власти подчёркивают, что на данном этапе центр делает упор на импортозамещение, на его площадке демонстрируется различная продукция, которую необходимо использовать, для того чтобы не зависеть от поставок из-за рубежа. И перспектива тут может быть лишь одна: продвижение экспортно-ориентированных товаров наших петербургских и российских предприятий на внешние рынки.

Конвейер для Левши

Известна мудрость, что не так трудно блоху подковать, как сложно пустить её на конвейер. На городских и всероссийских выставках представлены тысячи научных и технических разработок петербургских учёных. Но единицы их них могут дойти до производства, до конвейера.

Вот что говорит об этом заслуженный изобретатель России, генеральный директор объединений по разработке и производству анализаторов, электронных систем, программного обеспечения и микросистемных диагностических технологий Николай Сафьянников:

– На рынок пробиться очень трудно! Нет критериев и механизма внедрения инноваций. Вот и приходится изобретателю самому искать производство, а потом и покупателя на готовую продукцию. И многие петербургские разработки нашли применение не в нашем городе, а в регионах России и даже за её рубежами.

Нет и достаточной экономической поддержки, чтобы внедрение проходило не за десять лет, а за год. Хотя нам помогают Фонд содействия развития малому предпринимательству, Комитет по науке и высшей школе СПб, а теперь и Центр импортозамещения.

Но многие петербургские изобретатели работают не на импортозамещение, а на импортоопережение. И наши разработки не только равняются импортным, но и опережают их. Во всём, кроме возможностей внедрения.

Так что выставка – это только первый этап. Я обычно спрашиваю, сколько на выставке стендов? Мне отвечают, допустим, 130. А сколько было заключено контрактов? Один-два. Эти выставки иногда напоминают ярмарку невест, на которой нет женихов!

Нужно растить изобретателей

А по мнению руководителей Центра импортозамещения и локализации, есть и ещё одна важная проблема – дефицит молодых изобретателей, разработчиков, бизнесменов, которым в будущем предстоит создавать отечественную продукцию, способную вытеснить с нашего рынка импортные аналоги. И вот для возможности их роста и развития центр учредил премию «Петербургский стартап». Начинающие предприниматели, владельцы малого и среднего бизнеса, потенциальные инвесторы, а также студенты профильных вузов будут участвовать в ежемесячных отраслевых сессиях, встречаться с экспертами бизнес-сообщества и представителями власти, проходить обучающие мастер-классы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram