Аргументы Недели → Общество № 5(496) от 11.02.16

О новом театре, старом скандале и творческих планах

, 16:58

У народного артиста России Дмитрия ПЕВЦОВА двойной юбилей: 30 лет назад, сразу после ГИТИСа, он вышел на сцену Театра на Таганке в спектакле «На дне» (Васька Пепел) и четверть века – как сыграл своего Гамлета в «Ленкоме», с которого и началась его блестящая карьера в этом прославленном коллективе. Потом было много ролей – в кино и театре. Об этом и хотелось бы поговорить. Тем более артист в последнее время почти не даёт интервью. Но беседа неожиданно началась не с творчества – со скандала, с палёной водки и больничной реанимации, с лукавых телекамер вездесущего популярного канала…

- А я-то думал, Дмитрий, начнём с высокого, поэтического: «Цель творчества – самоотдача», к примеру. Или: «Я – Гамлет, холодеет кровь, когда плетёт коварство сети…» Но, вижу, вас мучает другое.

– Да, увы. Поскольку коварство продолжает плести сети – если откликнуться на произнесённую вами строку поэта. Дошло до того, что у нас попросту хотят отнять здание.

– Не понял. Как это, здание «Ленкома»? Быть того не может, чтобы…

– Разумеется, не может. Речь не о «Ленкоме». Поясню. Дело в том, что я работаю, выхожу на сцену и в других театрах – московских и не только. Снимаюсь. Выступаю с концертами. Вроде работы хватает, и времени свободного мало. И тут нам с Ольгой (жена Дмитрия, актриса театра «Современник», народная артистка РФ. – А.П.) поступило предложение от ректора Института Современного Искусства Ирины Сухолет – набрать там на актёрском факультете свой курс. Причём Сухолет дала нам полный карт-бланш: делайте что и как считаете нужным, меняйте программу обучения, ставьте что хотите; кого хотите, того и приводите с собой из педагогов… Жена моя – человек глубокий и сомневающийся, ничего не решает с бухты-барахты. Три месяца думала... и в итоге набрали курс, пригласили педагогов и стали работать. Уже на втором курсе поставили спектакль «Чехардажъ», состоящий почти целиком из самостоятельных работ студентов. И хотя над «Чехардажем» трудились все педагоги – и доцент Борис Хвостов (когда я был студентом ГИТИСа, Борис преподавал на нашем курсе), и народный артист РФ Иван Агапов (ведущий актёр «Ленкома»), и я, всё же спектакль от начала до конца придумала Ольга Дроздова, раскрывшись как драматург и режиссёр. Теперь наши ребята – третьекурсники. Иван Агапов выпустил второй наш дипломный спектакль по пьесе Алексея Арбузова... И вот тут-то всё и случилось.

– Вас стали выгонять на улицу?

– Ах, если бы всё было так просто! Знаете, дохнуло лихими девяностыми. Но действуют теперь хитрее, изворотливее. Как известно, Институт Современного Искусства многие годы арендует одно из зданий социальной сферы знаменитого Космического центра имени М.В. Хруничева, которое по договорённости на законных основаниях намеревается выкупить при распродаже. А распродажа вот-вот начинается. Мы понимаем, откуда появились люди и силы, которые сами очень даже не прочь прибрать к рукам эти «сладкие» здания. Когда-то та же примерно компания пыталась отобрать Дом актёра имени Яблочкиной, что на Арбате, но не вышло. С нами решили действовать иначе: как-нибудь раздуть скандал, очернить, смешать с грязью и воспользоваться ситуацией. После проведённого расследования стало ясно: ИСИ попросту «заказали».

– Слово-то какое: «заказали»…

– Это так и называется. А события развивались так. На актёрском факультете, как выяснилось, сложилась традиция – посвящать первокурсников в студенты. Признаться, я и сам не в восторге от этого, но они – молодёжь, фантазируют как могут. Они и ритуал себе придумали: купленная водка сливается в тазик и пускается по кругу среди вновь поступивших. Кто не хочет – не пьёт, никого не заставляют. Всё это происходило ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ и вне стен института. Да кто из нас не бражничал, не веселился в юные годы? Однако, к несчастью, водка в итоге оказалась... палёной, отравленной, как объяснили нам позже специалисты по этой части. Кое-кто из ребят попал в больницу, некоторые даже в реанимацию. Всё это длилось недолго: оказали помощь и отпустили. Но вот что поразило. В клинике тут же появились энергичные корреспонденты популярного телеканала. Причём появились даже быстрее полиции! Эти бойкие ребята, представившись офицерами силового ведомства, буквально вломились в реанимацию, где скрытой камерой снимали «допрос» пострадавших студентов. Сами понимаете, какой сюжет увидели зрители. Сенсация, скандал на полстраны; как было задумано, так всё у них и получилось.

– Простите, Дмитрий, нам говорят, что мы всё же живём в демократической стране. Стало быть, имеем право высказать свою точку зрения, разъяснить, донести до общественности собственный взгляд на события. Надеюсь, вы, руководство института воспользовались этим правом, расставили всё на свои места?

– Нет, нам не позволили это сделать. Ни одно печатное издание, ни один телеканал тогда (именно тогда, когда это было так важно для института!) не дали нам возможности рассказать правду. Как будто им сверху запретили строго-настрого – этим (нам то есть) слова не давать! А вот очернить скандалом, оболгать, смешать с грязью, возбудить общественное негодование и так далее – это у нас СМИ разрешают очень легко, это на потребу, значит, будет рейтинг – то самое волшебное понятие, что с успехом сейчас заменяет иным журналистам совесть, стыд и честь профессионала. Далее по сценарию наших «друзей» следующий ход: если в ИСИ творится такое, то нужно сделать всё, чтобы не позволить институту выкупить это здание. Мол – недостойны. Словом, не мытьём, так катаньем. Больно лакомый кусок – здание, которое занимает наша кафедра актёрского мастерства, да и весь ИСИ. Нам прекрасно известны имена и должности тех, кто жаждет отхватить этот кусок. Но, к счастью, законы РФ на нашей стороне, и у нас есть друзья, которые подключились, когда ситуация стала угрожающей. Поэтому я сознательно пока никого не называю – ни людей, ни канал. Именно – пока… Поживём – увидим, что дальше будет.

– Знаю, что вы – человек неконфликтный, мирный, хотя и играли настоящих бойцов, героев жёстких, неуступчивых. К примеру, того же Савелия Говоркова из давнего фильма «По прозвищу «Зверь». Или…

– Картин, где я снимался, около 50. Но цифра вообще не имеет никакого значения. Главное – как, а не сколько. Я к кино охладел довольно давно, просто стало жаль времени, которое на съёмках уходит впустую, и это не изменишь, такое производство. Если бы не редкие встречи с такими мастерами, как Панфилов, Бортко, Хотиненко, Файзиев, я, наверное, просто перестал бы сниматься. Глеба Анатольевича Панфилова я вообще считаю моим «крёстным» – и в кино, и в театре. Посчастливилось поработать с ним в «Гамлете» и «Аквитанской львице» в «Ленкоме», в его фильмах «Мать» по Горькому, «В круге первом» по роману Солженицына, в «Без вины виноватых». В театре же, несмотря на работу и с Виктюком, и с Эфросом, и с греческим режиссёром Терзопулосом, конечно, мой главный учитель – Марк Захаров: «Мистификация» по гоголевским «Мёртвым душам» (играл Чичикова), Треплев в «Чайке», спектакли «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ва-банк», «Женитьба», где я поочерёдно сыграл три роли. В 2005 году я был введён в знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» – на роль графа Резанова, которую – до несчастья – блестяще играл Николай Караченцов. Но сегодня меня в меньшей степени занимает собственное творчество. Даже говорить об этом скучно. Мне стали гораздо интереснее успехи моих студентов.

– Кстати, как они пережили все эти неприятности? Не выбило ли их из седла?

– Их это коснулось как раз меньше всего, у них есть чем заниматься, времени на сон не хватает. Много работаем над новыми спектаклями. Играем и уже возим на гастроли в другие города «Чехардажъ» (весёлое, озорное сочинение о том, как абитуриенты становятся актёрами) и «В этом милом старом доме» Арбузова. Радуемся, когда видим реакцию зрителей. Удивительное чувство! Никогда такого не испытывал – радость не за себя лично, а за то, что у кого-то что-то получается и ты имеешь к этому отношение. Мы студентов называем «наши дети» и совсем не хотим с ними расставаться.

– Вас с Ольгой не спрашивали, почему вдруг вы взялись за пьесы Арбузова? Вроде бы он – автор обруганных застойных времён, достаточно старомоден, особенно на фоне постреализма, поселившегося во многих современных театрах.

– Да, постреализм гуляет по России, особенно театральной. Любопытно, что Европа уже переболела им, отказывается от пьес этого направления. А мы всё продолжаем донашивать западные шляпки, как говорится, устаревшего фасона. Понимаете, Арбузов не может быть старомодным, он какой-то пронзительно-искренний. А этого на современной сцене стало почему-то очень мало. Поэтому влюбиться на сцене не в кого и, соответственно, не за кого переживать. А вот в пьесах «старомодного» Арбузова есть в кого влюбиться. Разве это не главное?

– Хорошо, а дальше? Вспоминается пушкинское: «Куда же плыть? Какие берега теперь мы посетим?»

– Плыть? Поплывём всё к тому же Арбузову, к Чехову, Володину, Шукшину, Шекспиру. Уже идёт разработка «Трёх сестёр». Готовим три вещи Александра Володина, его удивительные пьесы-притчи: «Выхухоль», «Две стрелы» и «Ящерица». Сами пишем современную пьесу про старшеклассников. Ещё хотелось бы сделать что-то по Джеку Лондону, например по его рассказу «Костёр». Мечтаю вернуть к жизни спектакль Александра Огарёва по пьесе Радзинского «Лунин, или Страна рабов».

– Столько интересных пьес. Не тесно ли вам на одной институтской сцене?

– Тесновато. Но дело не в тесноте. Мы не хотим расставаться с нашими талантливыми «детьми» и поэтому уже объявили об открытии собственного театра под названием «ПЕВЦОВЪ и Др...» (Московский театр Певцов, Танцоров и Драматических актёров). Однако уже сегодня из наших студентов можно составить профессиональную труппу, готовую к серьёзным работам. Мы словно превратились в одну семью, одержимую общими идеями. И не хотим «растворения» наших «детей», пусть даже в хороших московских театрах.

– С чего же вы начнёте на новых подмостках?

– Начнём, пожалуй, с самого готового – моего концерта-спектакля вместе с группой «КарТуш» под руководством Андрея Вертузаева.

– Название то же, с улыбкой? «Певцов много, Певцов один».

– Это название устарело лет пять назад. После этого уже проходили мои юбилейные концерты «Неожиданно 50...». «Благодарю за всё...» – такое теперь будет название. Сейчас в концерте может участвовать и Ольга Дроздова, у которой открылся удивительный вокальный дар – с глубоким, выразительным тембром. Репертуар – от романсов на стихи Дениса Давыдова до современных рок-баллад. Много поём Высоцкого, Таривердиева, есть ариетки А. Вертинского, песни о войне разных лет, сонеты Шекспира, есть произведения, рождённые внутри нашего коллектива... Ну а далее – будем готовить к постановке новые пьесы. Об авторах я уже говорил. С Божьей помощью создадим свой театр, наберём новый курс. И новички-студенты начнут подпитывать наш театр, а «старички» – помогать нам воспитывать новое актёрское поколение.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram