«Осанка духа» скульптора Сушковой
28 января 2016, 07:06 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Работы Сушковой хранятся в краеведческом музее имени Арсеньева, Приморской государственной картинной галерее, военно-историческом музее Тихоокеанского флота. Её скульптурные портреты героев-дальневосточников установлены на улицах Владивостока и других городов, в том числе и за пределами Отечества – её произведения украшают центральный вход в Русско-китайский военно-исторический музей в Люйшуне, бывшем Порт-Артуре.
Родилась будущий скульптор 19 января 1916 года. Её отец, Илья Богдашевский в начале прошлого века после службы на флоте решил навсегда связать свою судьбу с Владивостоком, его торговым портом. Полувековой труд капитана плавучего крана позже был отмечен двумя орденами Ленина. Младшая дочь Ольга с детства увлеклась рисованием и по окончании школы устроилась художником-оформителем в Дом офицеров флота. Поистине знаковой для неё стала встреча с известным в СССР скульптором Львом Писаревским, работавшим в годы войны во Владивостоке. Именно под его руководством в мастерской при ДОФе и родилась первая скульптура Ольги Ильиничны – бюст старого большевика И.А. Александровича. Позже появятся портреты участников революционного движения на Дальнем Востоке, землепроходцев и многих других.
Для своих произведений она нередко выбирала военно-морские темы – тут несомненно сказывалось её замужество за флотским офицером, одним из основателей военно-исторического музея Тихоокеанского флота Борисом Сушковым. Герои обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году матрос Семён Удалов и адмирал Василий Завойко, командующий русским флотом на Тихом океане вице-адмирал Степан Макаров, Герои Советского Союза комбат майор Михаил Бараболько, старшина 1-й статьи Николай Вилков и санинструктор Мария Цуканова – их бюсты работы Ольги Сушковой находятся в разных районах Дальнего Востока. К примеру, на севере Сахалина, в парке посёлка Ноглики, в 1973 году установлен памятник Амурской экспедиции – трёхметровая стела, на лицевой стороне которой закреплены медный барельеф и мемориальная доска с текстом: «В честь первой высадки экспедиции Г.И. Невельского в 1849 году. От курсантов, преподавателей и сотрудников ДВВИМУ…». В городе Фокино по проекту Ольги Сушковой силами личного состава гарнизона залива Стрелок в 1974 году возведён мемориал в память о погибших подводниках, известный в народе как «Скорбящая мать».
- Наша тётя Оля активно участвовала и в оборудовании музея Тихоокеанского флота, - рассказывает племянница Альбина Матвеенко. – Так, на мемориальном корабле «Красный вымпел» её руками вылеплены лица и руки фигур военных моряков. Любопытно, что моделью для создания образа капитана этой бывшей посыльной яхты послужил супруг скульптора Борис Александрович. Это, кстати, была очень интересная творческая семейная пара, много сделавшая для популяризации истории родного края и флота. А постоянная поддержка Ольги Ильиничны её мужем только способствовала скульптору воплощать свои замыслы в жизнь. Их квартира напоминала творческую мастерскую, где просто витал дух искусства. Нам, детям, доверяли ежедневно побрызгать на свежевылепленные фигуры. Рядом постоянно стоял наполненный глиной большой бак. Когда тётя создавала одну из своих последних работ – бюст адмирала Макарова для военно-морского училища, то уже матросы приносили ей материал для лепки, так как самой ей делать это было тяжело. А ещё можно вспомнить, что тётя Оля – это всегда праздник. Она любила привечать гостей, в её доме собирались краеведы, врачи, артисты, учёные. Она изумительно стряпала, я помню вкус её пирогов с маком. Да всё, к чему прикасались руки Ольги Ильиничны, было прекрасно!
- Действительно, она умела очень многое, – добавляет младшая племянница Сушковых, а ныне преподаватель ДВФУ, экскурсовод, автор путеводителя «Именные улицы города Владивостока» Ирина Авдуевская. – И строить, и машину, мотоцикл водить. Могла любую корягу превратить в произведение искусства. А жили они скромно. Основное богатство – мебельная стенка с книгами, картины, пианино. Её как самоучку долго не принимали в Союз художников, но она не огорчалась. «Значит, нужно ещё подучиться». И очень радовалась, когда её посылали на учёбу в Переяславль-Залесский. Для неё было почётно стать членом Общества изучения Амурского края, которое возглавлял Борис Александрович, человек необычайной эрудиции. Сама она так говорила о своём призвании: «В нашей работе с образом что важно уловить помимо само собой разумеющегося сходства? Наверное, «осанку духа». В ней, своеобычной у каждого – от гения до простого смертного – всё дело. Её нужно угадать, почувствовать, вот тогда дело пойдёт на лад. Скульптура – не словесность, герой о себе не расскажет. Мы, его душеприказчики, должны взять на себя ответственность говорить от его имени... Я всегда стремлюсь изнутри угадать героя».
Так, скульптор верно угадала натуру Марии Цукановой, создавая свой первый в жизни монумент. Отважная санинструктор показана окрылённой внутренним подъёмом, готовой вопреки смертельной опасности снова пойти выносить с поля боя раненых бойцов. На открытие памятника 16 февраля 1968 года, установленного на территории главного госпиталя ТОФ, приезжала мать героя О.В. Крахмалёва. И Ольга Сушкова волновалась: как та отнесётся к её работе? Мать признала в скульптурном портрете свою дочь, прощалась с памятником, стоя на коленях, словно перед живым человеком.
Своими воспоминаниями о жизни и творчестве О.И. Сушковой также поделились заведующая музеем МГУ имени адмирала Г.И. Невельского Марина Каменева, преподаватели ДВФУ скульптор Эдуард Барсегов и архитектор Виктор Обертас, внучка скульптора Ксения Плюшко. Участники вечера с интересом познакомились с выставкой, посвящённой 100-летию скульптора. В частности, со священной для индонезийцев птицей Гаруда, которую в своё время передали для Ольги Ильиничны из администрации Индонезии в знак благодарности за изготовленную ею скульптурный портрет президента этой заморской страны Сукарно (бюст тогда лично вручил ему командующий ТОФ адмирал Виталий Фокин).
Константин ЛОБКОВ