Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов инициировал проработку проекта, связанного с изменением системы управления регионов. Суть проекта, получившего пилотное название «Национальная управленческая инициатива» банальна до простого. Не ломая систему местного самоуправления, создавать единую управленческую команду на несколько муниципальных образований. В результате этого на территориях проводится согласованная финансовая, экономическая, транспортная политика. Пилотным регионом для реализации проекта станет Ульяновская область, поскольку там на аппарат тратится около двух миллиардов рублей, и около 500 миллионов, по словам Морозова, можно направить на развитие региона. Оставим за скобками, что мешало сделать это раньше. Пусть ульяновцы с этим разбираются сами.
Казалось бы, причём здесь Волгоградская область? У нас тоже любят разного рода управленческие инициативы, приводящие к оптимизации бюджета. Что поделаешь – кризис. Например, перед Новым годом губернатор подписал постановление о сокращении довольствия себе и своим заместителям на 10%. По данным «Волгоградской правды» это помогло сэкономить аж 100 миллионов рублей. Из текста новости не совсем понятно, это только замы губернатора получали совокупно за год один миллиард рублей или вся администрация Волгоградской области? Но экономия всё ж таки существенная. Будем надеяться, что не получится как с сокращением чиновников – их «режут», а на их месте появляется штат вдвое больше.
Впрочем, идею, подобную ульяновской, у нас начали обкатывать гораздо раньше. Первой и единственной инициативой по сокращению управленческих расходов стало объединение Михайловки с Михайловским районом. Получилась большая Михайловка. Помогло это сократить расходы на управленческие нужды или нет – доподлинно неизвестно, но далее проект не пошёл. Хотя начинание было неплохое. Как минимум, оно содействовало исправлению административного перекоса и способствовало повышению управляемости территорий, влияло на симметричность. В тот момент, кстати, в регионе звучали идеи не только о создании больших муниципальных образований по типу Михайловки, но и объединения слабых муниципальных районов с сильными. Например, звучали предложения объединить слабый Нехаевский район с более сильным Алексеевским. И данная идея тоже могла бы положительно отразиться на бюджете, поскольку представительства федеральных госорганов и учреждений - таких, как налоговая, военкоматы, районные почтовые отделы – уже давно стараются оставлять свои филиалы только в больших населённых пунктах и районах, пренебрегая малыми.
Вот только все эти идеи – мёртвому припарки. Укрупнять муниципалитеты и вводить над ними кустовое или прямое управление можно до бесконечности. Пока эти самые муниципалитеты не закончатся. Можно сокращать чиновников на местах, на самом деле лишая простых людей рабочих мест и средств к существованию. Скажется ли это благоприятно на развитии территорий?
Основной задачей в сегодняшней ситуации должна являться не оптимизация расходов, а получение эффективности от них. У человека нужно не отнимать зарплату, которая на фоне внешних и внутренних экономических событий сжимается как шагреневая кожа, а предлагать ему отрабатывать её до максимальных результатов. С мотивацией у нас плохо, а не с расходами. Но мнение народа, очевидно, и в этот раз не будет услышано. Такова уж традиция.
Александр САЙГИН