Челябинские общественники в начале 2016 года обратились к журналистам с просьбой доносить до читателей и зрителей больше позитивных новостей. На первой в этом году комиссии по развитию информационного сообщества и СМИ, одной из главных тем стало засилье негатива в новостных лентах региональных газет, интернет-порталов и телевидения. Понятно, что «больше позитива», автоматически обозначает «меньше негатива». А это по существу уже посягательство на право народа знать через независимые СМИ что же с ним – народом сегодня проделывают. Народные избранники, заседающие в ГОСДУМе тоже как бы не торопятся признать, что в России должна наконец то появиться абсолютно свободная, и независимая пресса, а для этого ими должны быть безотлагательно приняты законы о том, что любые посягательства на свободу прессы – это ни что иное как государственное преступление.
Казалось бы пожелание челябинских общественников о том, что в новостной ленте СМИ сегодня должны преобладать позитивные сюжеты оправдано прежде всего с точки зрения социального инстинкта населения. Людям желательно ощущать свою принадлежность к «могущественному, словному, сильному, богатому социуму». Это вызывает такой патриотический восторг…
Однако это скорее функция пропагандистская. В действительно независимой журналистике действуют иные законы. Например, старое правило: «Нет плохих новостей – нет новостей вообще. Потому, что все остальное, ничто иное как замаскированная реклама». Интересно, как вообще, сегодня можно показывать правду жизни без негатива? К примеру вести «крестовый поход» против коррупции, если люди не будут знать всей неприкрытой правды о ней.
Я понимаю, что многие могут назвать меня журналистом специализирующимся на «плохих новостях». Но в самой журналистике есть незыблемый постулат: ни одно средство массовой информации в мире не даст сообщения типа «сегодня, в таком то аэропорту совершил удачную посадку «Боинг-747». Зато практически все информационные агентства тут же подхватят весть о том, что тот же «Боинг» постигла страшная авиакатастрофа. Потому, что нет плохой информации – нет информации вообще. А об удачных взлетах и посадках надо читать не в газетах, а в авиарасписании. Тем более, что население уже привыкло, что наиболее значимая информация, всегда задевающая интересы сильных мира сего всегда замалчивается. Что интересы государственные всегда важнее интересов множества маленьких «атомизированных» членов нашего «гражданского сообщества». Что интересы простого человека ничто по сравнению с интересами спецслужб.
Оказывается, что во многих странах мира нет такого официального термина как «платная политическая реклама». Потому, что негоже заниматься предвыборным манипулированием темного и малоинформированного электората.
Это ведь только при тоталитарном режиме карательно-репрессивные органы замещают все остальные регуляторы. В нормальном же демократическом обществе, эти регуляторы очень сильны сами по себе. Как можно винить журналистов в засилии негатива в их сообщениях, если сама жизнь преподносит их нам практически ежедневно. СМИ это всего лишь барометр общества, который не должен заниматься обманом населения. Если приближается буря, то стрелка барометра не должна показывать, что погода все еще ясная, только для того, чтобы меньше нервировать доверчивую публику. Да и руководство страны и регионов должно получать правдивую и объективную информацию прежде всего именно из средств массовой информации, а не из закрытых меморандумов секретных служб. Понятно, что сформировалась целое поколение чиновников не желающих передавать негативную информацию наверх. Не желающих вызывать гнев своего руководства. И прекрасно понимающих, что привычка заливать расплавленным свинцом рот гонцу доставившему падишаху неприятные для него известия никто все еще не отменял.