Дальнобойщики все еще стоят в Химках
12 января 2016, 16:31 [«Аргументы Недели», Иван ТИХОМИРОВ ]
Дальнобойщики, возмущенные введением платы за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей, все еще продолжают протестовать. «Аргументы недели» побывали в единственном уцелевшем лагере, расположившемся в Химках.
У торгового центра «Мега Химки» 20 фур, увешанных плакатами, выражающими негодование по известному поводу. Дальнобойщики из Тольятти, Нижнего Новгорода, Петербурга, Рязани, Великого Новгорода, Челябинской области, Костромы, Калининграда, Архангельска и даже из Ханты-Мансийска в знак протеста живут прямо в этих грузовиках уже с начала декабря.
На часах — полдень, но возле грузовиков никаких признаков жизни. Как оказалось, все еще спят. Но узнав, что приехали журналисты, начинают подтягиваться к импровизированной кухне в одной из фур.
Там уже вовсю готовит борщ Надежда. «За рулем сама не сижу, нужной категории нет. Но у меня свои фуры и логистика», - поясняет она, помешивая ложкой в большой алюминиевой кастрюле. В Вологодской области у Надежды остались три дочери. Старшей — 18, младшей — 8. Отпуская мать в Москву, дружно сказали: «Ты там нужнее».
Обязанности по хозяйству не распределяли, захотел поесть — почисти на всех картошку. Самим покупать практически ничего не приходится, продукты приносят местные жители. Они же забирают на стирку грязное белье, разрешают помыться и самим дальнобойщикам.
Ложатся спать участники протестного лагеря в 6-7 утра, поэтому и просыпаются ближе к обеду. Потом весь день общаются с журналистами и гостями. Говорят, навестить приезжают очень многие. Причем, среди сочувствующих немало молодежи. Недавно, например, наведывались ребята из Владимира. Сели в электричку и приехали. Другие гости лагеря — стражи правопорядка. Приходят, переписывают номера машин. Некоторые даже говорят, что полностью поддерживают водителей фур, но вынуждены быть по другую сторону.
Истории у всех протестующих примерно одинаковые. Анатолий из Ханты-Мансийска за рулем уже несколько десятков лет. Услышал про забастовки и спонтанно решил присоединиться. По дороге захватил и Сергея из Челябинска. Ехали почти трое суток.
У большинства дома остались семьи. Жены, несмотря на длительное отсутствие супругов, все понимают. Когда мужья приняли решение ехать бастовать, не отговаривали. Только вот, чтобы глава семейства приехал домой на новый год, одной, например, пришлось сказать, что сломалась сантехника и нужен срочный ремонт. Многие дальнобойщики не виделись с родственниками уже больше месяца. Некоторые уезжают на несколько дней и снова возвращаются в лагерь. Большинство же даже отмечали в грузовиках новый год.
На вопрос, на что живет оставшаяся дома семья, протестующие пожимают плечами. «Так жена работает, деньги есть у них». Стараются созваниваться с близкими каждый день. Если, конечно, не глушат мобильную связь и Интернет, что случается нередко.
«Кто такие пятая колонна? - спрашивают дальнобойщики. - Как нас только не называют!» «Говорят даже, что это американцы нас спонсируют. Так вот, у нас вопрос к Обаме: где наши деньги? Видимо, где-то затерялись», - продолжают иронизировать мужики.
Протестующие ко всему готовы и не настроены сдаваться. «Мы не просто сидим вот так тут, - говорят. - Сейчас создаем профсоюзы». На днях уже прошли собрания лидеров дальнобойщиков в Петрозаводске, Мурманске, а на днях будут в Рязани и Нижнем Новгороде.
Дальнобойщики жалуются, что их главная трудность — отсутствие информационной поддержки. В Сети-то информации много, а вот в бумажных версиях газет и на телевидении эта тема напрочь отсутствует. «А ведь наши коллеги-то в Интернете почти не сидят, поэтому и не знают ничего о нас, - переживают дальнобойщики. - Вот надо вашу газету сюда пририсовать рядом с Первым каналом, НТВ и Россией-24, если вы ничего не опубликуете».
Дальнобойщики уверены, что если бы грузовикам разрешали проехать к лагерю, здесь было бы в сотни раз больше машин. Но их упорно не пропускают — перегораживают дорогу бетонными плитами.