Аргументы Недели. Владивосток → Общество

КОГДА ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ ОТ ПОРОГА ШКОЛЫ

, 07:42

Проект «Путь к причалу»: 310-летию создания морской пехоты посвящается

27(16) ноября 1705 года вышел Указ Петра Великого о формировании в России «полка морских солдат». Позже прозванные «чёрными беретами» морпехи стали символом мужества, бесстрашия и отваги.

Есть во Владивостоке улица и площадь Баляева, названные именем героя-морского пехотинца. В знаменитом Сейсинском сражении пулеметчик 355-го отдельного батальона морской пехоты Яков Баляев при штурме безымянной высоты, будучи уже дважды раненным, продолжал вести бой. Когда у него заклинило пулемёт, он пошёл в рукопашную:  громил врага прикладом. Баляев  погиб на безымянной высоте и символично, что в краевом центре площадь имени Героя Советского Союза тоже расположена на вершине сопки...

Неподалёку от площади Баляева в глубине  микрорайона, на улице имени адмирала Юмашева (командующего Тихоокеанским флотом, организатора морских сражений в войне с империалистической Японией) расположена средняя школа № 57. От неё вниз по склону сопки спускается парк Минного городка, где когда-то располагались минные склады Владивостокской крепости. Сама история буквально подступила к порогу школы.

Восемь лет назад 4 В класс (учитель С.Л. Слученкова) стал «именным» – школьники взяли себе имя воспитанника 355-го отдельного батальона морской пехоты Вити Захарова, также погибшего при освобождении порта Сейсин. Этому предшествовала длительная поисковая работа, начало которой  было положено ещё в 1990-х годах учениками ещё одной школы Владивостока –  №17 (учителя Н.П. Цыганенко и О.Э. Зырянина). В 57-й школе поиск получил более широкое направление и  название:  «Юные герои Сейсина». Их оказалось немало, среди них – популярный советский певец Кола Бельды (его шлягер «Увезу тебя я в тундру» знал едва ли не каждый в стране)  в 1945 году был награждён  медалью Нахимова;  гвардеец Петя Коробкин стал участником парада Победы во Владивостоке осенью 1945 года;  самый молодой Герой Советского Союза в войне с Японией воспитанник соловецкой школы юнг Володя Моисеенко…

Бывшие 4-классники этой весной окончили школу. Все время учёбы они продолжали поисковую работу под руководством  учителя М.П. Железняковой. Ездили в город Фокино, где располагался 355-й отдельный батальон морской пехоты, в подшефную дивизию морской пехоты, участвовали в городских, краевых, всероссийских конкурсах, конференциях поисковиков, защищали исследовательские работы,  занимали  призовые места. В 2014 году эстафету традиции «Имя героя – классу» приняли третьеклассники (учитель Л. Л. Ботнарь). Смена не подвела и на межрегиональном краеведческом конкурсе «Мой дом-Приморье», который проводился на базе школы-интерната для одарённых детей имени Н.Н. Дубинина, заняли призовое место, а главное – доказали, что за свой подвиг Витя Захаров был награжден Орденом Красной Звезды. Они обнаружили и ошибку  в наградных листах – при записи перепутали отчество юного героя. Ошибка была исправлена в том же 1945 году, но затерялась, и на стене Памяти мемориала Боевой славы Тихоокеанского флота на Корабельной набережной,  и в Книге Памяти у Вити отчество было вписано неверно. О восстановлении исторической справедливости на просторах интернета поднимал вопрос член клуба «Юный краевед» Общества изучения Амурского края  старшеклассник Стас Корченков (сегодня он уже сам отслужил в морской пехоте), и вот, наконец, отчество, уже правильно написанное, появилось в только что вышедшей книге  Книги Памяти Краснознаменного Тихоокеанского флота «Советско-японская война 1945 года». Что касается города Фокино, где базировался 355-й батальон морской пехоты, то на памятниках и в Книге Памяти города имя Вити Захарова отсутствовало, но теперь и эта ошибка исправлена.

Юные следопыты из 3 класса 57-й школы этой весной встречались с 5-классниками Владивостокского Президентского Кадетского училища, они  рассказали кадетам о самом юном шофёре Второй мировой войны юнге Вите Захарове. А кадеты поведали  о самом юном летчике Второй мировой Аркадии Каманине, нашем земляке, уроженце Спасска-Дальнего. Его отец командовал эскадрильей, участвовал в спасении челюскинцев, в 1934 году старшему лейтенанту Николаю Петровичу Каманину присвоено звание Героя Советского Союза. Про младшего Каманина,  Аркадия хорошо знало старшее поколение как пионера-героя, в  Дальневосточном морском пароходстве было судно, названное  его именем.  Встреча в кадетском училище всем понравилась, участники договорились их продолжить, но закончился уже ноябрь, а никаких контактов с ВПКУ, к сожалению, больше нет. И это несмотря на то, что командующий Тихоокеанским флотом поддержал идею совместной деятельности школьников и кадетов по поиску юнг и юных моряков и заверил, что все структуры ТОФ согласны работать с нами, в том числе и Владивостокское Президентское Кадетское училище.

В следующем, 2016 году поиску юнг и юных моряков исполняется 35 лет. О юнгах гражданского флота,  ходивших в море на судах Дальневосточного пароходства, написано много, в Музее морского флота Владивостока  даже  есть стенд, рассказывающий о результатах работы поисковых отрядов. С первых шагов в этом нам помог писатель Георгий Алексеевич Руднев, он подсказал, что в архиве капитана порта находятся судовые роли, в том числе военных лет. В начале 80-х школьники 51-й школы Владивостока (учитель А.А. Никитина) выписали фамилии юнг. Список оказался внушительным – около тысячи  фамилий. Адресный стол совершенно бесплатно выдал около пятисот адресов. И уже в 1983 году прошёл первый слёт бывших  юнг ДВМП. Поиск их сверстников, юнг ТОФ и рыбопромысловых флотов был организован позднее. Но тут грянули «лихие девяностые», поисковая работа сошла на нет (и не только она).

Возрождение поисково-исследовательской работы началось клубом «Юный краевед» Русского географического общества - Общества изучения  Амурского края. К тому  времени был собран большой материал, в том числе и по довузовской подготовке кадров для нужд Тихоокеанского флота.  С 1940 года во Владивостоке действовала  4-ая военно-морская школа, затем – подготовительное училище, в годы войны подготовительный курс был и при ТОВВМУ.  С 1992 года наш поиск стал называться «Морское образование для подростков в России», традиция которого была заложена еще Петром I. Открытие кадетского училища во Владивостоке –  продолжение этой традиции, идея которой – моряк воспитывается с детства. Вот и хотелось собрать во Владивостокском Президентском Кадетском училище историю военно-морского образования для подростков. Только один пример. Все военно-морские словари сообщают лишь о двух школах юнг в России до 1917 года: в Кронштадте и Севастополе. А в «Записках Общества изучения Амурского края» (том XXIX. 1996) есть публикация В.П. Матвейчука о существовавшей во Владивостоке до 1917 года школе музыкальных воспитанников при Сибирской флотилии. Музвзводы Тихоокеанского флота – о них вообще не писали. Кадры для ТОФ в годы войны готовили ремесленное училище  № 2 и две школы юнг.  У нас есть все предпосылки для создания специализированного музея. А в проекте зданий ВПКУ даже планировали помещение для него. На сайте училища в разделе «дополнительное образование» из семи направлений четыре непосредственно должны базироваться на работе музея: культурология, краеведение, патриотическое воспитание и военная история. Но никакой информации о первых шагах по созданию музея нет, хотя с начальником училища автор этих строк встречалась уже несколько раз.

За много лет в различных публикациях накопилось немало  некорректной информации,  не совпадающей с архивными и общеизвестными данными. К сожалению, в искажение исторической правды «внесли вклад» и те, кому по долгу службы положено заниматься  организационно-методическим обеспечением. Например, из туристско-краеведческого отдела Центра детского творчества во Владивостоке и управления образования порой приходят очень странные ответы:  «По информации руководителя ЦДТ г. Владивостока Витальева А.С., в настоящее время создание координационного совета по теме «Юнги, юные моряки, юные герои Приморья в ЦДТ г. Владивостока не планируется» (октябрь 2015.),  «В документах и Уставе ЦДТ г. Владивостока не прописано вести работу с поисковыми отрядами» (январь 2014). Но ведь в каждое положение о краеведческих конкурсах обязательно вписывают пункт о создании поисковых отрядов. Остается надеяться, что органы образования наконец-то разберутся, за что получают зарплату методисты отдела краеведения ЦДТ.    

Алла НОВИК,

член Русского географического общества, руководитель поиска юнг с 1981 года  

На фото: Эта фотография хранится в краеведческом музее имени В. К. Арсеньева, но о том, кто на ней изображён, ничего не известно

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram