И икра не лезет в горло, и компот не льётся в рот
17 декабря 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Картина пустых заведений стала в принципе привычной для Волгограда. Жители города всё чаще отказываются от посещения кафе, ресторанов и баров не только в будние, но и в выходные и праздничные дни. Не удивительно, что кафе и рестораны всё чаще встречают посетителей надписями «закрыто». Для политической тусовки своеобразным шоком стало закрытие кафе «Терраса», в котором на протяжении десятилетия встречались представители власти. Причина банальна – не рентабельно. Закрываются заведения и на Аллее Героев, где всегда было достаточно много гуляющих хорошего достатка: «Доля ангелов», «Парк-кафе», «Ватрушка». На одном чае далеко не уедешь.
Именно чай в последнее время всё чаще и чаще заказывают посетителей волгоградских заведений общепита – дёшево и в традициях русского народа. Заведения посильнее стали просто поднимать цену на этот напиток. Цена повысилась на 30-100 рублей за чайник. Учитывая, что ещё в 2014 году цена на излюбленный для бесед напиток колебалась в диапазоне от 90 до 150 рублей, повышение оказалось весьма ощутимым. На «кухню» цены держатся из последних сил, но, видимо, и они после Нового года поползут вверх – сказывается подорожание продуктов.
Из-за дорогих продуктов и ингредиентов страдают не только модные кафе, бары и рестораны, но и общепит сегментом пониже. Знакомый, открывший в прошлом году американскую франшизу в сфере выпечки, жалуется, что ингредиенты выросли в цене на 87%, а значит ни о какой рентабельности можно уже не мечтать. Вероятно, его бизнес после новогодних праздников также прикажет долго жить, поскольку падение платёжеспособности только ускорится. Страдают и проекты совсем уж низкого ранга. По словам всё того же человека, одна из франшиз, занимавшаяся в Волгограде хот-догами, за полгода сократилась с 11 точек до одной. Уж если и фастфуд стал дорог, то дела в экономике совсем плохи.
Причин, по которым стали закрываться волгоградские ресторации, как минимум, две. Во-первых, доходы простых волгоградцев очень сильно просели. Тут, как говорится, «не до жиру». Во-вторых, в первом же рейтинге туристической привлекательности Волгоград оказался на крайне не привлекательном 53-м месте. А раз нет туристов, то нет и доходов. В том числе и в сфере общепита. Увы, не поможет и закрытие для россиян Турции с Египтом – ни власти, ни бизнес последние 15 лет не заботились о туристической привлекательности региона, кичась ветшающим советским наследием.
Впрочем, кто-то из читателей эту статью может и осудить, припомнив, сколько у нас бедных, которые не то, что посиделки в кафе, но даже белую булочку себе не всегда могут позволить. В принципе, замечание верное. Однако во всех закрывающихся заведениях также работали люди. Это как минимум один повар, как минимум один официант и как минимум один администратор. Хотя в основном в подобных заведениях персонала больше раза в три. Теперь и они могут пополнить армию горожан, которым будет тяжело заработать на кусок хлеба. Кризис диктует новые правила.
Александр САЙГИН