Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Открытия хорошие и долгожданные

, 08:46

Волгоград, как и вся Россия, вступал в 2015 год с настроениями, скорее, пессимистическими: с разных сторон говорили об экономическом кризисе, обсуждали закрытия очередных предприятий и строили осторожные прогнозы. Спустя 12 месяцев понятно, что трудности не стали непреодолимыми, и в регионе произошло даже больше событий со знаком «плюс», чем годом ранее. По крайней мере, это касается «Открытий года», которые мы традиционно вспоминаем в декабре.

 

Тоннель под переездами

Двадцать лет этот проект обсуждали и медленно, с перерывами и пересчетами, воплощали в жизнь. Выяснилось, что завершить все можно года за два-три, если стабильно вкладывать деньги – и одной большой головной болью в транспортной системе города станет меньше. К слову о масштабе головной боли: открытие километровой дороги (примерно четверть пути – сам тоннель), соединившей улицы Электролесовскую и Рабоче-Крестьянскую, приурочили к годовщине контрнаступления под Сталинградом – и красную ленточку не перерезали, а разорвали ретроавтомобилем. Видимо, так хотели подчеркнуть, что события сопоставимы.

Пробок, которые чиновничий язык упорно называет «заторами», на железнодорожных переездах теперь нет, и трафик на второй продольной снизился, но вот движение на участке от пивзавода до площади Советской стало плотнее. Системе волгоградских дорог еще предстоит принять новый элемент и адаптироваться под него.

 

Массовые авиаперелеты с лоукостером

Открывшийся в конце 2014 года лоукостер определенно оказался успешнее своего предшественника «Добролета»: перемещаться в Москву по воздуху стали даже те, кто прежде никогда не мог себе этого позволить. Кажется, повлияла «Победа» и на цены других перевозчиков: по крайней мере, на распродажах от «Аэрофлота» и S7 скидки заметно увеличились. На этой же волне пришли в регион и новые авиакомпании – например, «Саратовские авиалинии» открыли прямое сообщение с Саратовом, а «Нордавиа» – с Санкт-Петербургом. Говорить о возвращении «эпохи дешевых самолетов» пока рано, но купить билет дешевле железнодорожного уже стало реально. В этом – основное преимущество конкурентного рынка перед монополизированным.

 

Все операторы в Волгограде

В 2015-м регион, наконец, собрал полный комплект из крупных российских телекоммуникационных операторов. Tele2 появился в апреле на базе уже существовавших сетей «Ростелекома». Yota, дочерняя компания «МегаФона», запустила свою связь в сентябре. Опять-таки, высокая конкуренция – это отличная новость для пользователей: совместными усилиями пять операторов гораздо быстрее покроют область скоростным интернетом, без доступа к которому не останутся даже самые отдаленные села. Устойчивый сигнал 4G на каждой волгоградской улице, мечта многих, тоже станет реальностью. Правда, надеяться на то, что кто-то из пятерки операторов серьезно снизит цены на минуты разговора и мегабайты данных, не приходится: снижать их, по большому счету, некуда.

 

Мода на памятники

Год 70-летия Победы в Волгограде стал как никогда богатым на новые скульптуры – причем подавляющее большинство из них, как ни странно, посвящены не войне. Появление множества «гражданских» памятников и фигур, возле которых с удовольствием фотографируются волгоградцы и туристы – возможно, первая робкая попытка нашего города построить новую идентичность, связанную не только с героическим подвигом советских воинов.

Поиски новой идентичности приводят создателей памятных точек к самым неожиданным решениям. Тут и дореволюционная история с идеей «Царицын как русский Чикаго» (памятник первому кондуктору и на ул. Академической и «три колодца» напротив Водоканала), и «Волгоград в русской культуре» (памятники Пушкину и Жеглову с Шараповым), и «город с разнообразной общественной жизнью» («ученая сова» у входа в библиотеку им. Горького и дрезина на станции «Сарепта»). Если тенденция сохранится пару-тройку лет, в центре не останется ни одного пятачка без какого-нибудь памятника, но вот станет ли в итоге у города-героя лучше с невоенной самопрезентацией, большой вопрос.

Главный «военный» памятник года, конная фигура маршала Константина Рокоссовского, оказался чрезвычайно удачным: скульптура замкнула ансамбль так называемой «новой набережной» (участок от музея-панорамы до ул. 7-й Гвардейской), превратив его из безымянной дороги в продолжение парка.

 

Мы – аграрный регион

Тезис не новый, а скорее подзабытый старый. В годы, когда промышленные гиганты переживают кризис и либо сокращают персонал, либо вовсе закрываются, все активнее себя показывает аграрный сектор. В самом конце 2014 года открылся большой тепличный комплекс «Овощевода», а в июне 2015-го – крупнейший на Юге России «Агрокомплекс Волжский».

Основной инвестор и инициатор создания нового предприятия, предприниматель Вячеслав Зыков подчеркивает, что ключевую роль сыграло встречное движение региональной администрации: «Нам предложили к рассмотрению 15 площадок. За это время нам помогли со всеми коммуникациями. Запуская многие свои проекты до этого, я нигде не видел такого желания привлечь инвестора».

– На мой взгляд, при сегодняшних ценах на овощи целесообразно строить новые теплицы – особенно это относится к зимнему периоду, когда мы конкурируем с импортом. Тем более что зимних теплиц с досветкой в России мало, их число будет расти, – говорит генеральный директор ГК «Радеж» (которой принадлежит ООО «Овощевод») Юрий Сударев.

В сентябре должно было состояться и долгожданное открытие маслоэкстракционного завода «Каргилл» в Новоаннинском районе, но оно отложено на неопределенный срок из-за проблем с коммуникациями.

 

Легкоатлетическая столица?

При строительстве нового стадиона к чемпионату мира 2018 года были сделаны громкие заявления в духе «Раз у нас нет сейчас хорошей футбольной команды, то и стадион после мундиаля надо переделать в легкоатлетический». Многих волгоградцев – особенно болельщиков «Ротора» – эти слова задели: мол, зачем тогда было уничтожать главный клуб региона, лишая его финансирования? (Нынешний «Ротор-Волгоград» – плод очередной реорганизации-оптимизации с заменой ключевых фигур.)

К слову, бюджетной поддержки в 2015 году частично или полностью лишись почти все спортивные клубы областного центра: водное поло, женский и мужской гандбол, футбол – у всех времена сейчас не лучшие. Более-менее ладно дела идут разве что у баскетбольной команды «Красный Октябрь», не зависящей от регионального бюджета, но и она в странной ситуации: собственная арена только строится, играть местным «звездам» негде – поэтому приходится выступать перед чужими фанатами на стадионах других городов, что отнюдь не мотивирует.

 

Гостинцы от гостиницы

Волна «отелестроительства» продолжается: число возникающих каждую неделю в разных частях города мини-отелей едва ли кто-то решится назвать, крупные игроки пока появляются чуть реже – но добавляют несколько баллов к имиджу Волгограда. «Парк Инн», расположенный буквально за вокзалом, призван не только обеспечить жильем гостей ЧМ-2018, но и оживить и облагородить улицу Балонина, долгие годы остающуюся едва ли не самой запущенной в центре города. Когда будет возведен и заселен ЖК «Машковъ» и перестроен, как обещают, автовокзал, этот квартал и правда может кардинально поменять свой облик.

 

Заводы нам еще нужны

Вопреки мнению многочисленных критиков, считающих, что промышленное величие Волгограда осталось в прошлом и сегодня городу нужно искать другие пути обеспечить всех жителей рабочими местами, новые предприятия все-таки появляются. ЗАО «НикоМаг» запустило производства наноструктурированного гидроксида магния и синтетического оксида магния; итальянская Gruppo Manni открыла в Волжском комплекс по изготовлению сэндвич-панелей «Изопан Рус»; «Зика» ввела в эксплуатацию завод по производству сухих строительных смесей. Ряд можно и продолжить, но главной новостью стало все-таки возрождение алюминиевого завода: в сентябре экологическая и общественная экспертиза подтвердили, что на базе ВгАЗ можно создать производство обожженных анодов. Реализация проекта намечена на 2017 год.

Кое-какие положительные вести приходит и от областных предприятий: например, «Камышинский текстиль» серьезно модернизировал свое производство и проводит планомерное его расширение. В 2015-м наследник великого ХБК открыл несколько розничных магазинов с собственной продукцией – успешных местных брендов в Волгоградской области не так и много, но вот постельное белье «Камышинский текстиль» можно купить как в фирменной торговой точке (пока – в Волжском и Камышине), так и в региональных сетях («МАН»).

Несмотря на трудности, город и регион продолжают свою жизнь. Все-таки миллионное население Волгограда и полуторамиллионное региона – это сила, которую сложно игнорировать. А экономическая активность наиболее ярких и деловых её представителей способна преодолеть почти любые преграды.

Александр АКУЛИНИЧЕВ

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram