В начале прошлой недели 58-летний житель Камышина покончил жизнь самоубийством. Причиной суицида стала неустроенность и финансовые проблемы. В принципе, история довольно типичная, и никто уже особо не обращает на такие внимания, если бы не комментарии. Несколько комментаторов также написали, что имеют желание покончить жизнь самоубийством в связи с тяжёлым материальным положением. Конечно, психиатры утверждают, что люди, публично озвучивающие намерение покончить жизнь самоубийством, делают это реже, чем «молчуны», однако эти люди тоже в группе риска.
Психология утверждает, что существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса. Для Волгограда это тем более актуально, поскольку наблюдается значительный спад в экономике, а вместе с ним и закрытие предприятий. Чего только стоят высококвалифицированные инженеры с «Химпрома», которым нет места для трудоустройства в регионе. Ведь одномоментно на улице оказалось слишком много квалифицированных сотрудников, которых попросту некуда деть. Та же проблема и с другими предприятиями. Конечно, есть альтернатива: уехать вахтовым методом, попытаться заняться бизнесом, переквалифицроваться. Но не всякий человек готов спуститься на пару социальных ступеней вниз или оставить свою семью, а проблемы в экономике явно не позволяют открыть собственное дело, чтобы получать стабильный доход – «Не до жиру, быть бы живу».
Впрочем, уже в следующем году количество суицидов может увеличиться и среди «социально-неблагополучных» групп населения. Официальная статистика демонстрирует снижение потребления алкогольных напитков, однако в приватных разговорах утверждается, что растёт употребление контрафакта и жидкостей, которые содержат алкоголь, но предназначены для иных целей. Именно в среде страдающих алкоголизмом социальных низов совершается половина всех зарегистрированных суицидов. Размеры этих самых «низов» будут только расширяться, и помощи от государства им ждать не приходится. Принимаемый волгоградскими областными депутатами «Социальный кодекс» вычеркнет из списка получателей льгот порядка двадцати категорий жителей региона. И именно в их среде может возникнуть всплеск суицидов из-за собственной неустроенности и экономического неблагополучия.
В идеале сохранение населения должно стать основной задачей региональных и муниципальных властей. Тем более, об этом говорил в Послании федеральному собранию президент Владимир Путин. Власти в свою очередь должны бы мобилизовать на борьбу с суицидами профессиональные кадры психологов и, возможно, представителей церкви. Да-да, священник в некоторые моменты помогает лучше психолога. Вместо этого региональные власти занимаются строительством собора в центре Волгограда и активно режут социальные расходы, сокращая в том числе и социальные службы. Получается, что регион, находящийся в «крепких середняках» по количеству суицидов, остаётся наедине с проблемой, которую он побороть не может.
Кстати, психиатры предложили объявить предстоящий год годом психического здоровья. Страшно только, если получится, как с годом литературы, когда закрыли библиотеки, и годом культуры, когда культуру порезали. В общем, спасение утопающих по-прежнему остаётся делом рук самих утопающих.
Александр САЙГИН