После двух пикетов жителей Челябинской области местные власти сообщили, что нескольким семьям, попавшим в аварийный район Коркинского разреза, выделено новое жилье. Но реальных предложений по рекультивации главной экологической язвы региона пока так и не поступало.
Жителям Челябинска и ближайшего к Коркинскому разрезу поселка - Роза - надоело дышать бензопиреном. 16 декабря страдающие от дыма граждане вновь вышли на пикет, чтобы сообщить местным властям и администрации Челябинской угольной компании (ЧУК): ситуацию теперь будет контролировать Общественная палата РФ.
9 декабря в столице состоялся круглый стол, посвященном экологическим проблемам Уральского промышленного региона. В нем приняли участие, в частности, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин и депутат Госдумы Максим Шингаркин. Специальная рабочая группа под патронажем ОП РФ и Госдумы организует проведение общественной экспертизы проекта рекультивации Коркинского карьера. В Москве заявляют, что готовы в случае необходимости призвать на помощь Генпрокуратуру, намекая на подозрительное банкротство ЧУК, принадлежащей челябинскому олигарху Константину Струкову.
В самой компании отрицают обвинения общественников, говорят о том, что никаких особенных ядов (разве что, сероводород и оксиды азота) Коркинский бассейн в атмосферу не выбрасывает, стены карьера уже укреплены, а сотрясение почвы вокруг разреза - естественный процесс, который просто нужно терпеть. Главный инженер ЧУК Михаил Кислый, к примеру, утверждает, что разрез вовсе не загазовывает Розу и Челябинск, а информация о проблемах - сплошные «наветы врагов»: «За последние два года в зимний период, когда объявлялись неблагоприятные метеорологически условия, мы ни разу не останавливали работу, не было превышения ПДК». Возможно, угольщики работу и не останавливали, а вот жителям Челябинска, когда объявляли НМУ второй степени опасности, из-за коркинской копоти впору было надевать респираторы.
Заявлениям угольщиков не верят ни челябинские власти, ни независимые эксперты, ни местные жители, которые собственными глазами наблюдают столбы дыма, вылетающие из Коркинского разреза. В настоящее время на дне Коркинской ямы тлеет пять пожаров общей площадью 690 квадратных метров. Жители Розы показывают журналистам закопченные стены домов, обсыпавшуюся штукатурку, кашляющих младенцев с опасными диагнозами. Председатель Совета депутатов поселка Роза Татьяна Яковлева рассказывает корреспондентам уральских изданий о постепенном развале инфраструктуры в поселке: в зоне, которая попала под отселение, остались две общеобразовательных и одна музыкальная школа, детский сад. Все учреждения функционируют, но уже без библиотеки и Дома культуры. Сельчане говорят, что разрывы в верхних слоях почвы продолжают провоцировать «сползание» их домов к разрезу, вызывают трещины и дыры в фундаменте и стенах.
Согласно предварительным подсчетам, на полную рекультивацию Коркинского разреза придется потратить примерно 25-30 млрд рублей. В казне сейчас таких денег нет, а в ЧУК брать траты на себя не собираются. К тому же компания пока вообще не намерена останавливать производство, хотя уже и запустила процедуру собственного банкротства.
Если суд подтвердит банкротство «ЧУК», то вся ответственность за разрез с Константина Струкова и менеджеров ЧУК будет переложена на местные власти. Подобные перспективы настораживают независимых экспертов и журналистов. СМИ отмечают, что затеянная бизнесменом и депутатом Челябинского заксобрания Струковым процедура банкротства ЧУК выглядит преднамеренной, вспоминая заодно цепочку других подозрительных историй в биографии этого предпринимателя. Среди них и перекупка за символические деньги разоренных компаний «Южуралзолото» и «Челябинскуголь», с которых в 90-е годы началось восхождение Струкова.
В начале декабря на волне раздражения проблемами Коркинского разреза блогеры даже включили челябинского олигарха в "черный рейтинг" отечественных бизнесменов, где присудили ему третье место. Согласно декларации о доходах, которую Струков после некоторого сопротивления опубликовал на сайте заксобрания Челябинской области, он является одним из самых богатых депутатов, владеет элитной недвижимостью, земельными участками и несколькими иномарками. Едва ли «угольный король» пожелает делиться нажитым с народом и сколько-нибудь ощутимо вкладываться в дорогостоящую рекультивацию Коркинского разреза…