Аргументы Недели Петербург → Общество № 48(489) от 17.12.2015

Отсутствие запчастей может остановить заводы

Таможня пообещала навести порядок с пропуском турецких комплектующих

, 20:06

Ещё на прошлой неделе в городских СМИ промелькнула информация о том, что не исключена остановка конвейера петербургского завода Toyota. Причина в том, что предприятие не может получить из-за «неофициальных санкций» против Турции необходимые запчасти из этой страны. В Смольном сообщили, что аналогичные сложности испытывают также «Силовые машины» и СП Bosch и Siemens.

«Официально, – пишет интернет-газета «Фонтанка.ру», – промышленные товары не вошли в список запрещённых к ввозу из Турции. Однако петербургские предприятия испытывают сложности в получении турецкого сырья и комплектующих». Издание подчёркивает, что вице-губернатор Северной столицы Сергей Мовчан направил заместителю руководителя Федеральной таможенной службы Владимиру Малинину письмо, в котором говорится что из-за нерегулярности поставок в ближайшее время несколько заводов в Санкт-Петербурге могут быть остановлены. Вице-губернатор пишет, что после введения в действие указа президента о санкциях против Турции автопредприятия и их поставщики столкнулись со значительным сроком оформления грузов, ввозимых из Турции, на Балтийской, Санкт-Петербургской, Пулковской и других территориальных таможнях. При этом 100%-ному досмотру подвергаются товары, не входящие в перечень санкционной продукции, утверждённый последовавшим за указом президента постановлением правительства.

В первую очередь с проблемами столкнулись автомобильные заводы. Однако, как рассказали изданию «Фонтанка.ру» участники рынка, «из Турции предприятие Toyota импортирует, в частности, системы шумоизоляции, а также колеса и глушители, а в профсоюзе Ford сообщили, что турецкие детали используются только для машин, собираемых предприятием в Набережных Челнах. По данным турецкой ассоциации экспортёров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов из страны составил 800 млн долларов, из них на компоненты пришлось 44 млн долларов». Основная же доля поставок автокомпонентов приходится на завод Toyota, а поэтому его остановка вполне реальна. В комитете по промышленности и инновациям городской администрации подтвердили, что аналогичные трудности испытывают предприятие по производству трансформаторов «Силовые машины –Тошиба» и «БСХ «Бытовые приборы» (СП Bosch и Siemens).

Номенклатура турецких деталей на этих предприятиях довольно обширна. Например, СП «Toshiba» и «Силовых машин» заказывает в Турции специальную бумагу, которая используется для производства трансформаторов. «Наверное, всё можно заместить продукцией других стран, но на перезаключение контрактов уйдёт несколько месяцев, тогда как задержки поставок приведут к остановке предприятий уже в ближайшее время», – сказал «Фонтанке» глава комитета Максим Мейксин. 

После обращения вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана к заместителю руководителя Федеральной таможенной службы Владимиру Малинину его ведомство частично разблокировало ввоз из Турции сырья и комплектующих для предприятий города. По словам самих предпринимателей, ситуация по-прежнему остаётся критической. «Часть грузов просто задерживается из-за 100%-ного досмотра, но часть даже не может подойти к таможне, поскольку грузовики остановили на границе и там скопилась очередь», – сказал представитель одного из заводов корреспонденту «Фонтанки».

На момент подготовки этого материала по поступающей информации с интернет-издания «Фонтанка.ру», которая внимательно следит за этой ситуацией, «не разблокировала пока таможня и поставки для СП Toshiba и «Силовых машин». «Одна машина с 3 декабря не может пройти таможенный пост в Брянской области, другая – с конца ноября Санкт-Петербургский таможенный пост. Груз представляет собой детали изоляции (электротехнический картон) для обмоток трансформаторов, изготовленные на заводах компаний Weidmann и Enpay в Турции», – рассказали в компании. Данная продукция закупается за рубежом на постоянной основе, в связи с тем что в России её не производят, подчеркивают в «Силовых машинах».

Компания уведомила заказчиков, что из-за возникших сложностей может не уложиться в сроки, предусмотренные контрактом. В частности, приостановлена работа над производством двух трансформаторов для подстанции «Талашкино» (объект ОАО «ФСК ЕЭС»), а также трансформатора для подстанции «Московская Товарная» (заказчик – АО «Санкт-Петербургские электрические сети»).

В начале недели стало известно, что, после того как обращение вице-губернатора Мовчана было опубликовано в федеральных и региональных СМИ, в ФТС заверили, что приняли все необходимые меры по обеспечению ввоза из Турции товаров для промышленных предприятий. Таможенная служба утверждает, что автокомпоненты для автомобильных заводов теперь беспрепятственно проходят через границу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram