Ещё на прошлой неделе в городских СМИ промелькнула информация о том, что не исключена остановка конвейера петербургского завода Toyota. Причина в том, что предприятие не может получить из-за «неофициальных санкций» против Турции необходимые запчасти из этой страны. В Смольном сообщили, что аналогичные сложности испытывают также «Силовые машины» и СП Bosch и Siemens.
«Официально, – пишет интернет-газета «Фонтанка.ру», – промышленные товары не вошли в список запрещённых к ввозу из Турции. Однако петербургские предприятия испытывают сложности в получении турецкого сырья и комплектующих». Издание подчёркивает, что вице-губернатор Северной столицы Сергей Мовчан направил заместителю руководителя Федеральной таможенной службы Владимиру Малинину письмо, в котором говорится что из-за нерегулярности поставок в ближайшее время несколько заводов в Санкт-Петербурге могут быть остановлены. Вице-губернатор пишет, что после введения в действие указа президента о санкциях против Турции автопредприятия и их поставщики столкнулись со значительным сроком оформления грузов, ввозимых из Турции, на Балтийской, Санкт-Петербургской, Пулковской и других территориальных таможнях. При этом 100%-ному досмотру подвергаются товары, не входящие в перечень санкционной продукции, утверждённый последовавшим за указом президента постановлением правительства.
В первую очередь с проблемами столкнулись автомобильные заводы. Однако, как рассказали изданию «Фонтанка.ру» участники рынка, «из Турции предприятие Toyota импортирует, в частности, системы шумоизоляции, а также колеса и глушители, а в профсоюзе Ford сообщили, что турецкие детали используются только для машин, собираемых предприятием в Набережных Челнах. По данным турецкой ассоциации экспортёров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов из страны составил 800 млн долларов, из них на компоненты пришлось 44 млн долларов». Основная же доля поставок автокомпонентов приходится на завод Toyota, а поэтому его остановка вполне реальна. В комитете по промышленности и инновациям городской администрации подтвердили, что аналогичные трудности испытывают предприятие по производству трансформаторов «Силовые машины –Тошиба» и «БСХ «Бытовые приборы» (СП Bosch и Siemens).
Номенклатура турецких деталей на этих предприятиях довольно обширна. Например, СП «Toshiba» и «Силовых машин» заказывает в Турции специальную бумагу, которая используется для производства трансформаторов. «Наверное, всё можно заместить продукцией других стран, но на перезаключение контрактов уйдёт несколько месяцев, тогда как задержки поставок приведут к остановке предприятий уже в ближайшее время», – сказал «Фонтанке» глава комитета Максим Мейксин.
После обращения вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана к заместителю руководителя Федеральной таможенной службы Владимиру Малинину его ведомство частично разблокировало ввоз из Турции сырья и комплектующих для предприятий города. По словам самих предпринимателей, ситуация по-прежнему остаётся критической. «Часть грузов просто задерживается из-за 100%-ного досмотра, но часть даже не может подойти к таможне, поскольку грузовики остановили на границе и там скопилась очередь», – сказал представитель одного из заводов корреспонденту «Фонтанки».
На момент подготовки этого материала по поступающей информации с интернет-издания «Фонтанка.ру», которая внимательно следит за этой ситуацией, «не разблокировала пока таможня и поставки для СП Toshiba и «Силовых машин». «Одна машина с 3 декабря не может пройти таможенный пост в Брянской области, другая – с конца ноября Санкт-Петербургский таможенный пост. Груз представляет собой детали изоляции (электротехнический картон) для обмоток трансформаторов, изготовленные на заводах компаний Weidmann и Enpay в Турции», – рассказали в компании. Данная продукция закупается за рубежом на постоянной основе, в связи с тем что в России её не производят, подчеркивают в «Силовых машинах».
Компания уведомила заказчиков, что из-за возникших сложностей может не уложиться в сроки, предусмотренные контрактом. В частности, приостановлена работа над производством двух трансформаторов для подстанции «Талашкино» (объект ОАО «ФСК ЕЭС»), а также трансформатора для подстанции «Московская Товарная» (заказчик – АО «Санкт-Петербургские электрические сети»).
В начале недели стало известно, что, после того как обращение вице-губернатора Мовчана было опубликовано в федеральных и региональных СМИ, в ФТС заверили, что приняли все необходимые меры по обеспечению ввоза из Турции товаров для промышленных предприятий. Таможенная служба утверждает, что автокомпоненты для автомобильных заводов теперь беспрепятственно проходят через границу.