Казачья тема появилась в России в постсоветский период одной из первых. Появилась стихийно. В виде небольших казачьих организаций и отрядов. А затем – и в виде боевых дружин, принимавших участие в самых «горячих» точках грозных 90-х: Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии, Северного Кавказа. И сегодня без боевых казаков не обходятся в самых проблемных регионах. Начиная от Крыма и кончая Новороссией.
На «казачьей» теме было сломано немало шашек и затуплено немало копий. В лихие 90-е многие российские политики активно использовали казаков в своих личных целях для продвижения по ступеням власти. Но никто так всерьез и не продумал вопроса реального объединения российского казачества и создания для него нормального жизненного пространства. Наоборот, процесс усугубился тем, что часть казачества была занесена в Государственный Реестр и, как бы, оказалась на государевой службе. Часть осталась сама по себе, на уровне общественных организаций и движений. А представители казачества за рубежом во многих случаях вообще оказались за бортом общей российской казачьей жизни.
Не исправила эту ситуацию и Русская православная церковь. Так как, следуя государственным установкам, она в первую очередь официально взялась за окормление лишь «реестрового» казачества. А все остальные многочисленные казачьи общества и организации, оставаясь формально в лоне Русской православной церкви, рассчитывать на получение официального благословения и духовного окормления со стороны епархиальных властей не могли.
Между многочисленными казачьими организациями возникли разногласия и другого порядка. Например, кто и как будет теперь присваивать воинские казачьи звания. А, ведь, казаки – народ в первую очередь служилый, военный, и без соответствующего чина существовать не могут. Вот и пошли между казачьими структурами споры и раздоры. Что, само собой, авторитета им не прибавляло. Тем более что под этот шумок появилось огромное число желающих просто так, как говорят казаки, на халяву, получить офицерский чин. И уже к концу 90-х и по России, и далеко за ее рубежами пошли гулять десятки и сотни самозваных ряженых казачьих генералов и полковников.
Все это стало напоминать дурную ярмарку, на которой каждый сам себе прикупал мундирчик, папаху, погончики и щеголял во всем этом, даже не заботясь о том, чтобы объяснить, откуда у него все это взялось.
Еще более странная ситуация с казаками сложилась за рубежом. Судьба распорядилась так, что еще в начале 20-х годов прошлого века значительная часть русского казачества вместе с семьями оказалась далеко за пределами своей исторической Родины. Особенно много из них осело в Европе. Тех казаков, конечно же, давно уже нет в живых. Но живы их потомки в 3-м и 4-м поколении. И многие из них продолжают считать себя казаками. Не все, конечно, готовы сотрудничать с современным российским казачеством. Но большая часть относится к нему весьма лояльно. Только работать с ними надо весьма тонко и грамотно, без чиновного рвения, которое порой проявляют сотрудники российских посольств и официальных представительств. То есть, они скорее пойдут на контакт с общественными казачьими организациями, нежели с госструктурами.
К сожалению, это не всегда понимают официальные российские чиновники. И именно поэтому возникли серьезные проблемы при проведении Пятого Всемирного Казачьего Конгресса в Новочеркасске в октябре 2015 г.
Но все это учли организаторы 1-го Большого Казачьего Круга Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья, который состоялся 5 декабря 2015 года. Впервые за долгие годы попыток решения казачьих проблем здесь во весь рост были поставлены проблемы преодоления раскола в казачьих рядах. Главный лейтмотив Круга: казак – это патриот и слуга своей Родины, не зависимо от того, в какой сфере он трудится, какие функции он выполняет, находится он на государственной службе или нет. Казачество – это мощнейшая опора государства Российского. И тот, кто этого не понимает, как минимум, совершает огромную ошибку. А, если этот человек занимает какую-либо ответственную государственную должность, то он либо не профессионал, либо скрытый враг нашего государства.
В зале, где проходил Большой Казачий Круг, как говорят в таких случаях, яблоку негде было упасть. Делегаты Круга представляли совершенно различные казачьи организации, различные регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. Здесь собрались молодежь и те, кто прошел огонь, воду и медные трубы. Кого ничем не запугаешь. И с самого начала Круга чувствовалась атмосфера совершенно необычного и ничем необъяснимого, особого казачьего братства. Да и обращались-то друг к другу запросто: брат!
Весьма прост был и доклад Верховного атамана Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья (СКВРиЗ) Виктора Водолацкого. Суть его сводилась к одному. Хватит казакам сидеть по углам и делиться на различные группировки. Пора объединяться ради одной единой и важнейшей задачи: во имя процветания наше Родины – России. Для успешного решения этой задачи нужно, наконец-то, сломать все барьеры, разъединяющие сегодня казаков, создать для всех условия наиболее полной реализации их способностей и возможностей. Ну и, конечно, надо разобраться, наконец-то, со всякого рода шутами, комедиантами и ряжеными, которые позорят звание казака и компрометируют саму идею казачества, навести порядок с казачьими званиями (независимо от того, присвоены они в реестровой или в общественной организации) и наполнить казачью жизнь реальным смыслом, реальными делами. Не забыв при этом наших собратьев за рубежом. Потому что они могут стать в таком процессе весьма значительным подспорьем.
Теперь дело осталось за малым. Важно, чтобы те, от кого зависит принятие конкретных решений по перестройке всей казачьей жизни, услышали веское слово самих казаков, сказанное ими на Большом Казачьем Круге. Который уже сегодня смело можно назвать Кругом Казачьего Единства.
Автор: Сергей Комков – атаман Троицкой Казачьей станицы (Чехия), казачий генерал, директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях» (Чехия)