Александр Политковский, наш коллега, давний друг нашей редакции, один из первопроходцев жанра журналисткого расследования на ещё советском ТВ, поделился с нами удивительной историей, «героем» которой он стал месяц назад.
Рассказал отнюдь не в поисках справедливости, с его то, не побоимся этого слова, легендарным бэкграундом, добиться решения проблемы от сильных мира сего не составило бы труда. Нет, он отнёсся к этому казусу по-философски. Он напомнил ему сюжет 25-летней давности, когда он снимал телерепортаж про то, как «работают» напёрсточники. Они давали сначала угадать, где спрятан шарик, проводя колпачки без обмана. Ну а потом обчищали до нитки людей. Вот прям как в сегодняшней истории Александра. Круг замкнулся?
Или не было никакого круга и во взаимоотношениях людей ничего не изменилось за это время? - спрашивает нас Александр.
Ну а мы переадресуем этот вопрос вам.
Итак, наш герой давно уже отошёл от практической журналистики и занимается преподаванием, а когда достиг пенсионного возраста, Пенсионный фонд РФ обязал его завести карточку Сбербанка – только на неё перечислялись деньги этой организации. Но однажды, в глухой деревеньке, Александр не смог физически расплатиться картой – ну нет там терминалов, а купить бабушке рассаду надо. Посоветовали зарегистрировать карту на сайте Сбербанк онлайн. Об этом опыте общения со службой безопасности он до сих пор вспоминает с уважением – из-за платежа в 2000 рублей его только под микроскопом не рассматривали, но всю подноготную и генеалогическое дерево до седьмого колена проверили.
Поэтому, когда в разгар оживлённой дискуссии с одним из учеников в WhatsApp Messenger (приложение для бесплатных разговоров в смартфоне) ему поступил автозвонок на номер, указанный в Сбербанк-онлайн: «Ваша карта заблокирована, позвоните в службу безопасности СБ по телефону ХХХ», Александр, ничтоже сумняшеся, и набрал номер «службы безопасности СБ», благо функции смартфона это позволяю сделать «не отходя от кассы», действительно удобно. «СБ Сбербанка», чтобы идентифицировать пользователя, сверили с Александром свои данные - номер карты и сумму на счёте, всё сошлось, и попросили продиктовать номера кодов, пришедших в 4 (!!) смс…
«Ну, все, расходимся» - скажут тут наиболее «продвинутые» пользователи. «Уж сколько твердили миру – никому, даже работнику банка, не сообщайте данные кодов подтверждения». Позволим себе не согласится с «продвинутыми». И у нас есть, что сказать в защиту Александра. Даже кроме банального, что воровать – не хорошо, а воровать у пенсионеров – нехорошо вдвойне.
Итак, во-первых, Александр был в счастливом неведении по поводу этих кодов, даже не знал об их существовании. Про пин-код знал, про свв-код знал и никому их сообщать не собирался. Даже работникам банка. Про код подтверждения – впервые слышал. И тот свой единственный платёж через сбербанк онлайн совершил с помощью оператора: «Кодовое слово да, называть просили, но это всё».
Во – вторых, это, конечно, «проблемы утопающих», но справедливости ради – смартфон у Александра приспособлен для разговоров, а вот читать в маленьком окошке мелкий текст – невозможно. Даже в этих злосчастных смс разобрать можно было только как раз коды, а мелкий текст про «никому» - виден был только после «раскрытия» смс.
И возвращаясь к первому пункту – а действительно, откуда человеку, не совершающему платежи в интернете, знать про все эти «разводы»? Видели ли вы в банке «листовки бдительности»? Вспомните хоть один сюжет по ТВ, репортаж по Радио, статью в газете на эту тему?
Однако, пока мы тут защищаем Александра, он тоже не сидел сложа руки. Осознав, что его «обнулили», он помчался в ближайшее отделение СБ в подмосковном Звенигороде, но там почему то смогли только заблокировать карту, а для того, чтобы оспорить мошеннические онлайн-транзакции, пришлось ехать в головной офис СБ, что на ул. Вавилова, д.19.
И вот тут начинается самое интересное:
«Вам нет причин беспокоится. Ваши деньги на вашем счету. Мошенники пытались перевести эти деньги с вашей карты на карту другого банка. В данном случае - Тинькофф. Мы задерживаем такие операции на сутки. В нашем случае прошло три часа. Вот эти деньги» - убеждал Александра сотрудник главного офиса Сбербанка и показывал шариковой ручкой на левый угол экрана монитора. Для успокоения «клиента, который всегда прав» сотрудник связался со службой безопасности, там подтвердили, что деньги на месте, и только потом Александр оформил заявление об отмене мошеннических операций.
Через несколько дней заявление было рассмотрено:
«Пароли были введены верно, таким образом, Банк не имел оснований для отказа в проведении операций. Введение одноразового пароля является для Банка распоряжением на проведение операции, которые Банк обязан выполнить. Сбербанк не усматривает оснований для возмещения денежных средств за счёт Банка».
Но позвольте, а кто просил возмещать? Служба безопасности видела на своём счету деньги и знала номер карты, куда средства перечислялись, и дала возможность ворованным деньгам уйти к преступникам. И теперь вдруг обеспокоена сохранностью средств Банка. Нам это напоминает как минимум соучастие в преступлении.
Мы, в отличие от Александра Политковского, не гордые, можем и попросить:
Уважаемый Герман Оскарович!
Мы уверены что сложившаяся ситуация с вашим пенсионным вкладчиком Александром Политковским – какое то чудовищное недоразумение, и надеемся на скорейшее её разрешение – что преступники не уйдут от ответственности, а вкладчики – обретут спокойствие и украденные деньги.
Иначе какой смысл в том, что вы - всегда рядом?