Крым, с его уникальными пейзажами, историческими памятниками, привлекает всё больше путешественников, которые хотят не столько понежиться на солнышке у моря, сколько увидеть как можно больше местных достопримечательностей. Частые гости полуострова – туристы из Китая. Последние события не заставили их разлюбить Крым, однако в дальнейшем продумать вопрос безопасности всё же стоит. Об этом и других пожеланиях китайских туристов «Аргументам недели» рассказала Светлана ПЯТИХАТКА, исполнительный директор Туристической ассоциации «Мир без границ».
- Как вы оцениваете готовность Крыма к увеличению притока китайских туристов?
– Китайские туристы отнюдь не любители пляжного отдыха. В Поднебесной в чести белая незагорелая кожа, поэтому традиционный для россиян отдых на пляже – загар и купание – не привлечёт гостей из КНР. Однако Крым может похвастаться не только пляжами. Год назад, когда туроператор – участник Туристической ассоциации «Мир без границ» – организовал рекламный тур в Крым, за время которого гости посетили архитектурные ансамбли Воронцовского дворца, познакомились с выставкой военной техники периода Великой Отечественной войны и экспозицией Музея обороны Севастополя... Участники тура говорили, что Крым – регион, который может привлечь туристов из Китая. Особенно, конечно, им было бы интересно побывать в Ливадийском дворце, на месте, где прошла Ялтинская конференция, ставшая переломным моментом мировой истории.
Туристы из Китая – представители другой цивилизации, и их ожидания от сервиса отличаются от запросов российских туристов. Ряд отелей 10 регионов России уже ввели у себя стандарт ChinaFriendly, однако в Крыму пока нет гостиниц, имеющих сертификат программы. Мы уделяем этому особое внимание, поскольку программа помогает минимизировать языковой барьер, столь серьёзный для китайских туристов. К тому же китайские гости предпочитают питаться в соответствии с гастрономическими традициями Поднебесной, в рестораны местной кухни они ходят один или два раза за поездку. Так что, рассчитывая принимать большие туристические группы из КНР, нужно немного адаптировать сервис на полуострове.
– Над чем ещё стоит поработать туроператорам в плане привлечения китайских туристов в Крым?
– Китайские туристы ездят в «раскрученные» места, для них важно делиться с друзьями в соцсетях фото на фоне известных туристических объектов, поэтому турадминистрация Крыма и туроператорские компании, чтобы создать положительный информационный фон, рассказывают о достопримечательностях региона на туристических выставках и роуд-шоу в Китае. К тому же важной темой в обсуждении при развитии китайского туризма должна стать транспортная доступность туристических достопримечательностей полуострова.
Стоит отметить, что гости из КНР внимательно относятся к уровню безопасности туристического направления, поэтому необходимо будет провести серьёзную кампанию по продвижению возможностей отдыха в Крыму после блэкаута.
–Китайские туристы предпочитают ездить в Крым через туроператоров или самостоятельно?
– В Россию туристы из Китая в основном приезжают в составе туристической группы, по данным Туристической ассоциации «Мир без границ», порядка 80% гостей из КНР выбирают предложения туроператоров. Жители Поднебесной предпочитают «пакетные туры» не только из-за уже включённого экскурсионного обслуживания на китайском языке, но прежде всего из-за возможности поездки без долгого оформления визы. Туроператорские компании имеют возможность в рамках соглашения между Россией и Китаем о безвизовом групповом туристическом обмене оформлять групповые списки, а это быстро (от 2–3 дней), дешевле визы и просто туристу – не нужно обращаться в консульство, все формальности берёт на себя туроператор.
За три квартала 2015 года безвизовый поток из КНР значительно вырос и вплотную подобрался к полумиллионной отметке.
– Кто ещё борется за китайских туристов?
– Китайские туристы сейчас лидеры мирового турпотока – так, в прошлом году за рубеж выехало 107 миллионов жителей КНР. Только представьте, это же больше, чем население Германии и Австрии, вместе взятых! За 2014 год китайские туристы потратили за рубежом порядка 165 миллиардов долларов. Возникает серьёзная конкуренция за привлечение китайского туриста. Причём состязаемся мы не только сами с собой, но и с такими крупными туристическими центрами, как Франция, Таиланд и Вьетнам.Даже несколько туристических групп из Китая – это уже значительные доходы как представителей турбизнеса, так и смежных отраслей поступления в бюджет, ведь порядка 60% трат жителей Поднебесной в путешествии приходится именно на шопинг.
– Какие ещё туристические маршруты по России, помимо Крыма, привлекают китайских клиентов?
– Наибольшей популярностью у туристов из Китая пользуется, конечно, Москва, примерно половина гостей из КНР посещают столицу, причём в рамках одной поездки в 98% случаев китайские туристы посещают и Москву, и Санкт-Петербург. Популярны у жителей КНР и приграничные маршруты – Приморье уверенно лидирует среди регионов, граничащих с КНР. Возрос у туристов из Китая спрос на туры с посещением озера Байкал, ведь китайцы очень ценят чистый воздух и экотуризм. Деловой туризм из КНР активно развивается в Екатеринбурге, а с историей России знакомятся наши соседи в Великом Новгороде и в городах Золотого кольца.
Так что развивать сервис, учитывающий запросы гостей из Китая, имеет смысл по всей России.