В Своде памятных мест не числится…
6 ноября 2015, 10:37 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Через месяц, 3 декабря в нашей стране во второй раз отметят День неизвестного солдата. Эта новая памятная дата появилась в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» в прошлом году благодаря инициативе из Приморского края – идею в сентябре высказал один из юных участников смены Всероссийского детского центра «Океан», когда в гости к ребятам – победителям и призёрам конкурса среди школьных поисковых отрядов «Поиск. Находки. Открытие» – заехал глава администрации президента России. А уже в октябре депутаты Госдумы рассмотрели поправки в федеральный закон и внесли 3 декабря в список памятных дат. Изменения одобрил Совет Федерации, 4 ноября документ подписал президент.
Это событие послужило своеобразным толчком в расширении поисковой работы на местах, активизировало деятельность не только общественных организаций, но и руководства края по наведению порядка на мемориальных комплексах и у отдельных памятников. Чтобы установить личности погибших красноармейцев, департамент внутренней политики Приморья создал архивную группу, которая занялась анализом документов. В неё вошли представители военных комиссариатов, советов ветеранов и музеев, поисковые отряды муниципалитетов.
«Проведена паспортизация воинских захоронений, – рассказывала автору этих строк в конце 2014 года заместитель директора департамента Олеся Некрасова. – Наиболее крупные из них, в том числе и безымянные, находятся в Камень-Рыболове, Краскино и Пограничном, в Ханкайском районе, а также на территории Китайской Народной Республики. Архивисты муниципальных образований обновили учётные карточки захоронений и передали их в крайвоенкомат. Все данные тщательно проанализированы. Большинство памятников возводилось хозспособом, поэтому почти все они не оформлены в госсобственность. Тем не менее, нужно приводить их в надлежащий порядок, отдавая дань памяти героям, участникам войны с Японией в 1945 году».
В год 70-летия Великой Победы чиновники краевой администрации и руководители местных органов власти взяли личное шефство над памятниками, чтобы те выглядели достойно. Однако, когда утихли фанфары празднования, оказалось, что отнюдь не везде эта работа доведена до конца. В некоторых районах Приморья – по-прежнему в неприглядном состоянии мемориалы, поросшие травой заброшенные воинские захоронения…
Тревожный сигнал подал в краевую военно-историческую экспедицию при ДОСААФ «Рокада» житель Краскино Владимир Чернов. Бывший директор фермы по разведению норок кавалер ордена Трудового Красного Знамени 77-летний ветеран, у которого отец командовал ротой связи и получил тяжёлое ранение в августе 1945 на китайской земле, уже 15 лет стучится в двери местных властей с единственной просьбой: привести в должный порядок большое воинское захоронение у сельского кладбища. Однако воз и поныне там…
«Узнал, что вы ежегодно совершаете автопробеги по местам развёртывания основных сил Первого Дальневосточного фронта и восстанавливаете историческую память о павших советских воинах, решился обратиться к вам за помощью, – рассказал Владимир Тимофеевич при встрече с членами «Рокады», приехавшими из Владивостока в Хасанский район на личных автомашинах. – У нас и в центре-то посёлка, где сразу после войны в братских могилах похоронили 658 воинов Красной Армии, мемориальный комплекс нынче находится в плачевном состоянии (достаточно увидеть на его плитах разбитый именной список), а уж на окраине всё давно превратилось в заросший бурьяном пустырь. Покоятся там 349 красноармейцев, умерших в здешних госпиталях от полученных ранений. Когда-то это были отдельные могилы под деревянными обелисками с фанерными звёздами. Со временем же из-за сезонных палов сухотравья обелиски сгорели, а могильные холмики попросту сгладились. Но хорошо помню, как сильные дожди промыли через захоронение целый овраг и местные жители с ужасом увидели торчащие гробы с останками. Местные власти тогда ничего лучшего не придумали, как прислать самосвалы и бульдозер да заровнять овраг скальным грунтом, пройтись техникой по воинскому кладбищу…»
Ветеран тогда выяснил, что в архиве районного военкомата хранятся документы на это захоронение. Он лично видел карту с нанесением контуров места, где погребены воины, их именной список, заверенный начальником штаба воинской части. И пошёл по инстанциям с просьбой восстановить захоронение. По его разумению, больших материальных затрат не требовалось на то, что огородить место, чтобы не топтал сельский скот, «расчертить» на нём 349 холмиков. Не раз обращался и к главам района. Но ответ был однозначным: дело это Краскинского поселения, пусть сами решают. Единственным человеком, кто реально помог сдвинуть проблему с мёртвой точки, оказался здешний предприниматель (ныне заместитель председателя Законодательного Собрания Приморского края) Джамбулат Текиев. Он выделил необходимые средства на изготовление и установку памятника у захоронения, организовал приезд сюда телевидения из Владивостока, чтобы привлечь к больному вопросу внимание краевых властей и общественности. И снова всё по прежнему кругу: «Дело это местного масштаба».
«Да знаем мы эту проблему и доведём всё до ума, хотя бюджет такой, что едва латаем дыры в хозяйстве, да и прокуратура запрещает расход этих средств на восстановление могил красноармейцев, – заявил старшему научному сотруднику Военно-исторического музея ТОФ подполковнику запаса Юрию Сыромятникому и остальным членам «Рокады» заместитель главы Краскино Николай Пятков. – Но вот же вложили около 200 тысяч рублей в реставрацию памятника у воинского захоронения, и на 2016 год планируем там работу дальше. Технику выделить, людей – это всё в наших силах. Однако смета расходов в три миллиона, которую рассчитала по просьбе Владимира Тимофеевича ритуальная фирма, пока неподъёмна. Поэтому поддерживаем его хорошую идею зарабатывать деньги на приведение в порядок памятных мест через международный туризм. Ведь Краскино – это ещё и прямой маршрут на Китай и Северную Корею. А у нас есть что показать, о чём рассказать многочисленным проезжающим тургруппам! Наша земля помнит и хасанские события, и окончание Второй мировой войны. Но тут нужны согласования с департаментом по туризму краевой администрации».
Имея на руках книгу «Свод памятных мест Приморского края», «рокадовцы» вместе с Владимиром Черновым побывали у обелиска 32 офицерам и солдатам в селе Маячное, где когда-то дислоцировался батальон укрепрайона (усилиями спикера районной Думы Анны Рябовой и других депутатов он в хорошем состоянии), мемориал в центре Краскино, где в шести братских могилах лежат останки 658 военнослужащих 25-й армии, погибших при штурме опорных пунктов японцев в Хуньчунском укреплённом районе и освобождении Северной Кореи (состояние удручающее – прим. авт.), памятник у заброшенного воинского захоронения на окраине посёлка, который недавно действительно отремонтировали местные власти. Вот только до сих пор не числится в «Своде» само кладбище воинов, заросшее бурьяном.
«Наш Совет и раньше, и сейчас поддерживает инициативы Чернова из Краскино. Ещё в канун 65-летия окончания Второй мировой войны мы обращались к администрации этого поселения, его депутатскому корпусу разработать эскизный проект воинского захоронения. Взывали также через местную газету к руководителям предприятий и жителям внести посильный вклад в доброе дело. Но… так оно всё на словах и осталось, к сожалению. Давно пора местным властям взять на баланс все памятные места, чтобы проявлять о них более действенную заботу. О состоянии памятников, а также необходимости создать достойный мемориал в честь героев Хасана на уровне края говорил я 29 октября на отчётной конференции краевого Совета ветеранов. И нужно как-то остановить отдельные хаотичные раскопки поисковой организации «Авиапоиск». Ну зачем тревожить останки в известных уже захоронениях? Всё это должно делаться упорядочено, с разрешения органов власти», – говорит председатель Совета ветеранов района Валерий Рябов.
Константин ЛОБКОВ
Фото автора