> «Платон» и ребята - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

«Платон» и ребята

26 ноября 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Экономический протест дальнобойщиков в России и в Волгоградской области рискует перерасти в социальный и политический. Услышат ли власти голоса дальнобойщиков?

 

Около 50 человек выстроились с плакатами в парке и вдоль администрации Волгоградской области. На плакатах – лозунги на грани: «В РОТенберг ваш «Платон», «Платон» - убийство бизнеса», «Министра транспорта в отставку!». У пикетчика напротив входа в областную думу плакат с надписью «Осторожно депутаты». Пикетчика можно понять. За пять дней протестов ни один из волгоградских депутатов голоса в защиту дальнобойщиков не подал. Между тем, протесты водителей большегрузов по своей массовости обгоняют любой митинг несистемной оппозиции и даже конкурируют с крупными мероприятиями коммунистов. Например, за пару часов до серии пикетов возле областной администрации, 250 человек на Спартановке осаждали офис «Платона». При этом численность протестующих с 15 ноября (старт системы) не снижается, а наоборот увеличивается.

Что такое «Платон»? Это единственный в стране частный оператор, который теперь взимает плату с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального и регионального значения. Плата по идее должна компенсировать вред, наносящийся дорожному покрытию проездом большегрузов – все деньги обещают направить в дорожный фонд. Однако у перевозчиков возникают сомнения, потому что деньги собирает частная структура (она находится в концессии с государством), у которой с первых же дней происходят системные сбои в работе специализированной программы. Сотрудники «Платона» обвиняют в сбоях неизвестных хакеров, которые двое суток устраивали DDoS-атаки, однако официальных заявлений в правоохранительные органы не последовало. Напряжение растёт.

Тема «Платона» начала муссироваться пару месяцев назад. Тогда стала известна и ставка нового «налога» - 3,73 рублей за километр. Вроде бы, немного. Однако поездка дальнобойщика с фурой капусты из Волгограда в Москву обойдётся в 3730 рублей. Прибавьте к этому налоги, стоимость бензина, командировочные для водителя, запчасти и прочее-прочее. Фактически сегодня дальнобойщиком быть невыгодно. Как говорили протестующие возле областной администрации в прошлую пятницу, за десять лет солярка подорожала в шесть раз, а вот стоимость перевозок практически не изменилась. Государство, как могло, уговаривало перевозчиков не повышать цены. В итоге в кризис крайними оказываются даже не простые водители и их руководители, а конечные потребители того, что эти самые фуры перевозят. Теперь перевозчики или добьются отсрочки запуска системы, или одномоментно поднимут цены на свои услуги примерно на 20-30%.

Позиция чиновников в этой ситуации тоже непростая. С одной стороны они рапортуют наверх, что в регионе всё спокойно, поскольку нынешний год предвыборный, а в Кремле их едва ли похвалят за митинги и конфликты. С другой стороны, если не поддержать дальнобойщиков, то завтра придётся столкнуться с волной самых бедных волгоградцев, которых добьют не только цены в магазинах, но и «социальный кодекс», принимаемый в Волгоградской областной думе. Дороги, конечно, нужны, но они уходят на второй план для тех, кого разъярённая толпа завтра может выкинуть из их кабинетов?

Сегодня выхода из ситуации не видит никто. Дальнобойщики требуют хороших дорог, потому что по существующим ехать невозможно. Однако платить за них очередные сборы они уже не могут. Власти необходимо замещать выпадающие доходы вследствие низких цен на нефть, но население эти выпадающие доходы возместить не готово. Население хочет жить по-прежнему, однако рост цен остановить уже невозможно. Дальнобойщики ведь тоже часть населения. Равно как и 90% чиновников, которые высоких зарплат не имеют. Однако государевы люди небольших рангов не могут повлиять на своё руководство. Ситуация патовая, но диалога, похоже, не получится. А значит, если дальнобойщики не слукавили, то мы скоро увидим фуры в центре Волгограда. Дай Бог, если только фуры.

Александр САЙГИН

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте