Аргументы Недели. Волгоград → Общество

«Инвестор идет туда, где его крепче целуют»

, 09:00

Как сделать Волгоград процветающим городом, в котором хочется жить? Рецептов за последнее время выписывалось немало. Член совета Волгоградского областного инвестиционно-потребительского общества «Русь» Михаил Воротилов считает, что прежде всего, надо лечить глубинные болезни, главная из которых – многолетний упадок экономической активности в Волгограде и регионе.

 

В бюджете денег нет, но на руках деньги, которые некуда девать

- Исходя из вашей биографии, могу предположить, что как бывшему начальнику экономического подразделения, подразделения по борьбе с коррупцией в органах власти, информационно-аналитического подразделения регионального УФСБ, вам известно многое и про многих. Не знаете ли вы, где и у кого лежат деньги, которые можно использовать на развитие, на реализацию проектов? Говорят, что Волгограду крайне не хватает инвесторов.

 

- Инвестиционной тематикой я занимаюсь с 1997 года. Вначале это было одним из многих  направлений по службе. А с конца 2011-го, выйдя в запас, я предметно занялся этой интересной деятельностью. Довелось поработать со многими регионами России, с ближним и дальним зарубежьем. Поэтому эта тема видна, так сказать, во времени и в пространстве. Так вот. Давайте не будем лукавить – денег в стране много. И если три года назад мы об этом догадывались, два года назад – шептались, год назад говорили вслух, то сейчас уже экономические журналы об этом на обложках пишут. У России, кроме двух наших исконных бед, есть еще две проблемы: нет денег и некуда девать деньги. Нет денег в бюджете, и некуда девать деньги, которые у людей на руках. Причем у очень специфического класса людей. Пока было всё хорошо, они держали их по банкам, в основном заграничным. Сейчас все события, внешние и внутренние, перекрывают эти каналы, а наша верховная власть вполне недвусмысленно «рекомендует» вернуть средства в Россию. И они ищут возможности, куда вложить их здесь. Инвестору, если он не привязан, например, к какому-либо месторождению, как правило, все равно, в каком регионе зарабатывать. Но инвестор не собирается ни с кем спорить и никому ничего доказывать. Он идёт туда, где его крепче целуют и где есть установленные и четко соблюдаемые правила игры.

 

- Кто эту погоду делает? Вот ругают нас журналистов, что мы пишем о негативе и отпугиваем инвесторов.

 

- За инвестиционный климат на территории региона – те самые «правила игры» - отвечает исключительно власть. Ни бизнес, ни наука, ни культура, ни СМИ, ни общество в целом, а именно власть отвечает за сложившуюся ситуацию. Там, где власть умна и сильна – экономический подъём гарантирован. А ум и сила власти как раз и заключаются в желании и умении наладить равноправный взаимоуважительный диалог с обществом в лице бизнеса, науки, культуры и прочих в интересах развития региона.  

 

- В начале двухтысячных годов вы уже выступали с критикой региональных властей. Но с тех пор власть уже поменялась не единожды.

 

- При Николае Кирилловиче Максюте область постоянно была на 23-24 месте в инвестиционном рейтинге регионов России. Правда, по такому критерию, как «административные риски», область сидела на пятидесятых местах. Николая Кирилловича сменили управленцы «новой формации», а область сейчас оказалась аж в седьмом десятке, как по мнению Агентства стратегических инициатив, так и по данным Минэкономразвития РФ. Волгоград, к сожалению, собрал все антирейтинги, какие только можно придумать – по качеству жизни, по качеству дорог, по качеству управления и т.д.  

 

- Избавление от «красного пояса» не принесло избавления от экономического застоя?

 

- А дело-то, оказывается, совсем не в цвете пояса. То, что в целом регион и город все же развиваются, можно смело сказать без всякой иронии. Но как когда-то сказал Михаил Жванецкий: «Запорожец» - хорошая машина. Если других не видел». Так вот, мы развиваемся вполне динамично – если не смотреть на соседей. Находясь в точно такой же макроэкономический ситуации, как и мы, соседние регионы развиваются успешнее нас. Вот в чем причина падения области в экономических рейтингах.

 

Теория относительности регионов

 

- Может быть, все-таки наши соседи - далеко ушедшие от нас Ростов, Краснодар в более выигрышной ситуации? Климат благоприятнее, выстраивание инфраструктуры проще?

 

- Мы всё время сравниваем себя с Краснодаром и Ростовом. А не надо себе так льстить, давайте сравним, например, с Тамбовом. Город меньше нашего Волжского. Долгое время считался депрессивным регионом. Промышленность умерла раньше, чем у нас, дороги были хуже наших. Тамбовский губернатор руководил областью с середины 90-х до середины 2015. Так вот, за последние 7-8 лет Тамбов не узнать: жилья строится как в миллионном Волгограде, в коттеджных посёлках ещё до продажи участков возводят не только коммуникации, но и дороги, детские сады. Горзеленхоз работает от центра до окраин. Прекрасная набережная, парки, скверы, фонтаны, спортивные комплексы и площадки, отремонтированы больницы, отреставрированы музеи, памятники истории и архитектуры. Построена уже вторая очередь мусороперерабатывающего завода, рекультивированы городские свалки. Спрашиваю у тамбовских друзей – «откуда дровишки?» Оказывается, руководители области и города нашли способ привлечь серьезных инвесторов, подняли сельское хозяйство, и с позиций пополнившегося бюджета стали развивать областной центр – «лицо» региона. И Тамбов теперь – город, в котором хочется жить.  

 

- Так в чем вы видите проблему у нас? У нас что, чиновники не такие, как в других регионах?

 

- У нас в этом плане парадоксальная ситуация. Люди, составлявшие те самые рейтинги, где мы «в хвосте», говорили мне: «Мы сами удивляемся. Нельзя сказать, что у вас ничего не делается. Процессы идут активные, а вот реальные результаты весьма и весьма скромные». Ну и по собственному опыту - разговариваешь с чиновниками по отдельности: грамотные, толковые люди, все понимают, поддерживают. А как доходит до дела - «пазл не складывается». Я уже говорил на одном из форумов – инвестиционная деятельность в нашем регионе похожа на броуновское движение. Результирующий вектор всех участников направлен вроде бы в правильную сторону, а вот системной работы нет.

Многие участники инвестпроцесса отмечают характерную особенность волгоградских чиновников – пренебрежительное или даже надменное отношение к бизнесу. А ведь в инвестиционном деле очень важны нюансы, в том числе такие тонкие материи, как уважение и доверие.

 

- Можете конкретизировать?

 

- Вот свежий пример. Китайские партнёры, готовые участвовать в нескольких интересных для региона темах, попросили хотя бы формальной поддержки власти, чтобы показать своим в Поднебесной. Написали письмо на имя губернатора: готовы сделать то-то и то-то, а в дальнейшем еще много чего, просим вашего одобрения. Получили ответную бумагу: одобряем, поддерживаем, выражаем надежду на плодотворное сотрудничество. И подпись – временно исполняющий должность председателя комитета... Китайцы, как и мы, прекрасно понимают чиновничий язык – если письмо написано первому лицу, а ответило даже не второе и не третье, это недвусмысленно означает «идите мимо». Через две недели после этого губернатор едет с делегацией в Китай налаживать сотрудничество. А в Китае уже знают, как в Волгограде относятся к инвесторам вообще и к китайским, в частности! Правильно говорят, что короля делает свита. Не может и не должен глава региона держать в голове такого рода тонкости – это забота профильных чиновников, отвечающих за инвестиционный процесс!

Или еще пример. В начале этого года появился инвестор, имеющий не только деньги, но и современные технологии утилизации мусора. Пока мы с учеными и технологами прорабатывали адаптацию проекта к Волгограду, инвестор резко развернулся и ушел в другой регион. Почему? Из совершенно открытых источников узнал – а в Волгограде это знают все – что «мусорная тема» принадлежит конкретным руководителям облкомприроды, а они лоббируют фирмы, имеющие мусорные полигоны, и никого в «свой огород» не допустят. И пока сохраняется такой статус-кво, миллионный Волгоград и его окрестности обречены зарастать мусором и свалками. И все это накануне ЧМ-2018.

 

Главный риск, по-прежнему - административный

 

- Вот мы дошли и до темы ЧМ-2018. С ним идут большие федеральные деньги и это, в самом деле, даст хороший толчок развитию Волгограда?

 

- Конечно, ЧМ-2018 должен взбодрить наш регион. Вот только сам по себе Чемпионат мира – не панацея. Да, придут большие федеральные средства, но они предназначены для конкретных целей – строительства стадиона, реконструкции аэропорта, берегоукрепления Волги. Частные гостиничные холдинги построят гостиницы. Но такую задачу, как «кардинальное улучшение городской среды» федеральный центр за нас решать не будет. И если сейчас, хотя это надо было делать уже позавчера, мы общими усилиями  не расшевелим деловую, спортивную, туристическую активность в регионе, то построенные объекты повиснут мертвым грузом на шее областного бюджета, а гостиничный фонд останется невостребованным.

 

- Если у нас инвестора, выражаясь вашим языком, не целуют, значит и надеяться на приход денег не стоит? Так и останемся депрессняком?

 

- Да ну что вы! Я в этом плане неисправимый оптимист. У нас множество плюсов - территориальных, транспортно-логистических, природных. Регион чрезвычайно богат научным потенциалом. Да, большая промышленность развалилась, но наработки-то никуда не исчезли. Кадры перетекли в небольшие частные фирмы, сохранив все технологии. Волгоградская область на самом деле очень привлекательна. В том числе и в силу своих недостатков, которые нужно просто учитывать как объективную реальность. Опять же по сравнению с соседними южными регионами Волгоград в плане сельхозпроектов – почти чистый лист. Краснодар-Ростов – там всё поделено, все грядочки имеют своих хозяев. Чтоб туда зайти, вы должны кого-то подвинуть. А у нас полным-полно незанятых ниш. Но вот главный риск нашего региона, по-прежнему, увы!  – административный. И чтобы обойти этот риск, приходится некоторые проекты, увязанные на чиновников, переводить в другие регионы, где инвестора действительно, «крепче целуют».

Так что будущее у нас, несомненно, большое и светлое, беда только в том, что этот процесс в очередной раз затягивается. Опять же, вспомню Жванецкого: «Появился свет в конце тоннеля, только тоннель не заканчивается».


Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram