Аргументы Недели → Общество

Подмосковные реки ждет печальное будущее

, 12:06

Множество нарушений природоохранного законодательства выявили активисты Общероссийского народного фронта в ходе рейда по Солнечногорскому району Московской области. Теперь в ОНФ собираются обращаться в Минприроды и в администрацию Подмосковья с требованием принять срочные меры по экологической защите реки Клязьмы, которая, кстати, является источником питьевого водоснабжения Москвы, и её притоков.

Неэффективный надзор

Активисты обнаружили, что в районе реки процветает незаконная добыча песка, а в образовавшиеся после преступной деятельности ямы по ночам захоранивается мусор и бытовые отходы. По словам экспертов ОНФ, активное строительство, незаконное недропользование и вырубка более 300 га защитных лесов привели к тому, что экосистема рек Клязьма, Мещериха (Мещерская Альба) и ручья Ключи оказалась на грани уничтожения. Из-за эрозии почвы вода в реках приобрела неестественный цвет, загрязнение воды горюче-смазочными материалами привело к тому, что в реках практически исчезли полезные микроорганизмы.

Не помогли защитить реку и обращения жителей район в Росприроднадзор, который странным образом не выявил никаких нарушений природоохранного законодательства. Экспертов, однако, этот факт не удивляет,  по их словам, государственный экологический контроль уже давно работает неэффективно. Теоретическая схема работы надзорных органов простая – если есть обращение граждан, обеспокоенных состоянием воды в реке, то из реки сначала отбирают образцы воды, потом выявляют, концентрация какого вещества превышена, после по полученным данным устанавливают виновника загрязнения, который обязан выплатить штраф за загрязнение окружающей среды и компенсировать экологический ущерб. На практике же всё выглядит иначе.

«Пробы отбирают, замеряют, но виновника найти не могут, либо не хотят его найти. Во многих регионах, в том числе в Москве и Московской области, как правило, виновники не находятся или даже не ищутся, и уж точно остаются безнаказанными. Эта ситуация, к сожалению, повторяется из года в год», – рассказала корреспонденту «Аргументов Недели» руководитель проектов токсической программы «Гринпис России» Нина Лисихина.

Незаконное недропользование, однако, – не единственное нарушение, которое выявили в Солнечногорском районе «фронтовики». Участники рейда обнаружили также, что в Клязьму со стороны посёлка Лунево поступают неочищенные канализационные стоки. Нечистоты непрерывно выливаются в реку из трубы, которая идёт от местного очистного сооружения, принадлежащего ОАО, учредителями которого выступает администрация сельского поселения Луневское. В результате экологической экспертизы выяснилось, что в поступающей из трубы воде более чем в десять раз превышена предельно допустимая концентрация хлоридов, фосфатов  и аммония.

«Эти вещества при высокой концентрации являются крайне токсичными, они способны вызывать различные поражения как внутренних органов, так и слизистой и кожного покрова. Кроме того, эти вещества, при вдыхании и при контакте с кожей, способны накапливаться в организме. Поэтому даже если в результате разбавления массами воды их концентрация немного снизится, то в перспективе они всё равно будут накапливаться в организме человека, и рано или поздно их концентрация станет опасной», – пояснила Лисихина.

Безответственное производство

Ситуация с загрязнением рек сегодня, к сожалению, – не частная проблема Солнечногорского района области, а общая для всего Подмосковья. Многочисленные рейды ОНФ, которые организация проводит в последнее время,это только подтверждают.

В фокусе внимания экоактивистов не так давно оказывался Можайский район, где свинофермы активно сливают свои отходы в водоёмы вблизи реки Истра и в долине реки Протва, также стоки свиноферм  загрязняют Старьковское болото, которое входит в состав особо охраняемой территории, памятника природы «Истоки Москвы-реки».

В Красногорском районе Московской области активисты ОНФ обнаружили, что в местные реки сливаются неочищенные канализационные воды, поступающие из новых микрорайонов и жилых комплексов. В плачевном состоянии, по словам участников рейда,находятся такие реки как Нахабинка, Липка, Курица и Банька, причём все они являются притоками Москвы-реки.

Экологи уверены, что для борьбы с загрязнением водоёмов, в первую очередь, нужен эффективный государственный экологический контроль и реальные действия природоохранной прокуратуры. Кроме того, по словам экологов, каждое предприятие должно полностью брать на себя ответственность за очистку и переработку своих производственных выбросов. Сегодня же многие предприятия просто сбрасывают свои сточные воды в водоканал, платят водоканалу за обращение со сточными водами и таким образом полностью снимают с себя ответственность. Однако очистные сооружения водоканала, рассчитанные исключительно на коммунальные стоки,не способны справиться со специфическими производственными загрязнителями, среди которых тяжёлые металлы, фенолы, нефтепродукты и другие, ещё более опасные элементы. При этом если загрязнение идёт из трубы водоканала, то крайне сложно найти предприятие, которое внесло наибольший вклад в повышенную концентрацию опасных веществ. В такой ситуации виновником оказывается водоканал, а поскольку это муниципальное предприятие, то, по словам экологов, с него редко что взимается.

«Во второй половине 2014 года наше правительство предложило обязать производственные предприятия строить собственные очистные сооружения, которые были бы рассчитаны на специфические загрязнители, и также предложило, чтобы производители, разрабатывали стратегический план снижения объёма сточных вод. Это правило должно было вступить в силу с 1 января 2015 года, однако в конце 2014 года наше правительство, обеспокоившись экономической ситуацией в стране, решило дополнительно не обременять предприятия такими ресурсозатратными обязательствами.  И вступление в силу этого постановления отложили до 2019 года. Поэтому, к сожалению, ситуация такая, и, видимо, до 2019 года как минимум всё останется на своих местах», – сказала Лисихина.

Экологи сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе проблему загрязнения водоёмов надо решать, отказываясь от использования опасных химикатов в производстве. В краткосрочной же перспективе, по их мнению, обязать предприятия очищать свои производственные выбросы просто необходимо. Судя по всему, до 2019 года никто обязывать их в этом не будет. При этом в каком состоянии будут наши реки к 2019 году и останется ли ещё, что спасать, если государственный экологический контроль, наконец, не начнёт работать эффективно – большой вопрос.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram