С 15 ноября заработала система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Как и прогнозировалось многими экспертами, которые со скепсисом относились к этой идее, «заработала» – это слишком громкое слово. Постоянные сбои, огромные очереди в офисах организации, которая выдаёт считывающие устройства, некорректные списания сумм с расчётного счёта – всё это про чудесное ноу-хау «Платон».
Напомним, что ранее 11 ноября многие дальнобойщики, которые были не согласны с введением платы за проезд по федеральным трассам, устроили акцию гражданского неповиновения. Водители во многих регионах страны попросту перекрыли движение на дорогах, но не пакости ради, а для того, чтобы общественность и, прежде всего, власть обратила на них внимание и всё же выслушала профессиональное сообщество, которое предложило ввести мораторий на взимание платы минимум на полгода. Пока не пройдут нормальные тесты системы и не улучшится экономическая ситуация в стране.
Чиновники сделали вид, что услышали и в итоге вместо того, чтобы взимать 3,73 рубля за километр пути, «сжалились» и установили цену в 1,53 руб. Правда, всего до марта 2016 года. После этого плата возрастёт почти вдвое – до 3,05 руб., а к 2018 году она, возможно, составит почти 4 руб., а может, и больше из-за инфляции. Получается, что Минтрансу в одно ухо влетело, а в другое вылетело всё то, о чём не раз заявляли водители большегрузов и владельцы транспортных компаний. А именно, что взимание платы в конечном итоге скажется на малом и среднем бизнесе, которые не переживут убытков, и что основными плательщиками новых поборов станут рядовые граждане, которые придут в магазин и увидят, что цены на товары выросли. Ведь каждый перевозчик будет теперь закладывать расходы на транспортировку грузов в стоимость своих услуг, чтобы просто выжить в новых условиях. А магазины по привычке ещё докинут к финальной стоимости несколько процентов – это же бизнес, ничего личного.
Однако отмена взимания платы среди чиновников, похоже, даже не рассматривается. Видимо, они считают «Платон» величайшим спасителем дорожного полотна, которому якобы вредят фуры. Именно это стало поводом введения платы за проезд по федеральным трассам. И ладно, если бы вся система была хорошо отлажена, а переход к новым правилам прошёл безболезненно. Но проблемы с функционированием «Платона» начались с первых же дней!
Так, например, для того, чтобы проехать по федеральной трассе, необходимо либо установить специальный бортовой трекер, либо заполнить маршрутную карту и заплатить авансом. Если же проехаться «зайцем», то можно попасть на крупный штраф. Для юридических лиц он составляет 450 тыс. за первый раз, и 900 тыс. руб. за следующий. Вполне себе неплохая мотивация, чтобы начали пользоваться «Платоном». В итоге все и стали обращаться в офисы оператора «Платона», регистрироваться на сайте для создания личного кабинета. Всё это привело к очередям, которые состоят из тысяч человек. Люди вынуждены по нескольку суток дожидаться, пока их примут и помогут решить возникшую проблему.
А проблем полно. Например, во многих офисах попросту закончились бортовые устройства, а когда поступят новые – неизвестно. Хорошо, что есть альтернатива – покупка маршрутной карты и внесение денег авансом. Однако на интернет-портале, через личный кабинет, в первые дни это сделать было невозможно – сайт попросту был недоступен и работал некорректно. С некоторых пользователей деньги взымались по нескольку раз, или же маршрут подсчитывался каким-то неправильным образом. Есть и ещё один вариант – прийти в тот самый информационный центр и узнать, что ты уже двухтысячный в очереди. И подобное происходит во многих регионах страны.
Не смогли избежать проблем и те, кто готовился к введению взимания платы заблаговременно. Так, компания «Навигатор-М» ещё полгода назад обращалась к ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (компания, которая разработала «Платон» и является оператором системы взимания платы) с тем, чтобы получить бортовые трекеры. Однако их выдали только за 2-3 дня до запуска «Платона». В итоге многие автомобили оказались на маршруте, и установить устройства к 16 ноября не представлялось возможным.
Хочется вспомнить слова генерального директора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова о том, что «Платон» полностью готов к запуску на территории всей России. Интересно, кто теперь будет разгребать последствия такой вот «готовности»? Кто будет отвечать за простои грузовиков (а значит убытки и упущенную финансовую выгоду поставщиков и заказчиков), владельцы которых хотят, но не могут не по своей вине оплатить маршрутные карты? Оценивалось ли то, что большегрузы постараются переместиться с федеральных трасс на региональные, и каковы будут последствия?
Олег Васенков, ведущий специалист по доставкам транспортно-логистической компании ООО «Спецтехснаб», рассказал «АН» о своих впечатлениях о работе новой системы взимания платы:
«Ездили во вторник 17 числа ночью, вместе с генеральным директором в центр обслуживания «Платона». Увидели просто огромное количество людей внутри здания. Внутри полнейшая неразбериха, приходилось продираться сквозь толпу, чтобы записаться в импровизированные списки с очередью. Когда записывались – оказались 720-ми. На тот момент получать бортовые трекеры стали только 200-е. Однако позже ночью на нервной почве произошла драка между водителями и списки эти были порваны. Вся самодеятельная организация полетела псу под хвост из-за абсолютной неготовности властей и оператора принять такое большое количество людей. В итоге все наши машины в данный момент простаивают – боимся штрафов. Попробовали воспользоваться сайтом, но и там всё плохо – регистрацию кое-как пройти удалось, а вот маршрут проложить и оплатить не удаётся. Звонили в службу поддержки – там заверяют, что сайт работает в штатном режиме. Получается, что попросту врут.
Непонятно, почему эту систему не тестировали массово, не сделали некоего переходного периода, чтобы всем донести о том, что начнётся взимание платы, чтобы установить трекеры, научить людей пользоваться «Платоном», выявить возможные проблемы. Объяснение этому только одно – чиновникам было абсолютно наплевать на граждан, ведь главная цель начать собирать деньги в бюджет (о чём в Росавтодоре, кстати, и отчитались, в первый день собрали уже 35 млн. рублей – прим. С. Г.)», – поделился г-н Васенков.
Вот наглядный пример, так сказать, голос народа, тех, кто реально сталкивается с проблемами, которые принесла абсолютно сырая система «Платон». Между тем в Минтрансе пытаются успокоить, что все грузоперевозки проходят в рабочем режиме, а система взимания платы ни на что не повлияла. Однако больше верится всё же тысячам водителей, которые должны теперь чуть ли не ночевать в очередях из-за недальновидности чиновников, чтобы просто продолжать зарабатывать себе на жизнь.