Слишком уж много проблем за относительно короткое время навалилось на россиян. Тут и ЖКХ с постоянно распухающими ценами, и принудительное отчисление денег на капремонт домов, и снос гаражей-«ракушек» по каким-то сомнительным постановлениям непонятных инстанций, и рост цен, и чудовищный прессинг на автомобилистов, и т.д., т.п.
С просьбой разъяснить некоторые наиболее агрессивные для жителей инициативы наших властей, в том числе – московских, мы обратились к известному правозащитнику, видному российскому адвокату Леониду Ольшанскому. Итак.
— Леонид Дмитриевич, наверное, не ошибусь, если предположу, что сегодня в Вашей почте преобладают обращения горожан, не понимающих, что же происходит в обществе и почему их нынешняя жизнь стала столь тяжела и малоинтересна?
— Вы угадали, моя почта действительно переполнена подобными корреспонденциями. Особенно ощутимым этот поток стал после объявления об очередных выборах в Госдуму.
Все политические партии в поисках самых острых социальных тем, думаю, не сговариваясь, определили для себя следующее: это проблемы ЖКХ и явный перегиб во взаимоотношениях городских властей с автомобилистами. По сути, эти две темы – сообщающиеся сосуды, о чем я подробнее скажу позже. С чего начнем?
— Давайте сначала поговорим о проблемах ЖКХ, так как они, в отличие от автомобильных, вовсе не локальные, а касаются всех. Например, почему на капремонт дома в Санкт-Петербурге жители отчисляют 2 рубля за кв. метр, а в Москве – 15 рублей?
— В разных регионах сфера ЖКХ организована силами местных властей по принципу: «нам так удобно», что на практике не всегда устраивает самих граждан.
В Москве же пошли другим путем более удачным и объединили ДЭЗы, которые занимались лишь эксплуатацией зданий, и ГУИСы – инженерные службы, которые отвечали за придомовые территории. В это «сообщество» вошли и некоторые другие хозяйственные структуры.
В Москве в большинстве районов были организованы ГБУ «Жилищник». Что это такое? Это государственное бюджетное учреждение. То, что «Жилищник» - структура государственная, а не коммерческая, очень важно: в нем все расценки государственные, а не взятые с потолка. За свои услуги «Жилищник» не имеет права взять хоть копейку сверх утвержденных государством расценок.
— А если возьмут? Мы знаем, сколь изобретательны именно столичные «специалисты» …
— Это серьезное нарушение закона со всеми вытекающими последствиями. Я о таких фактах не знаю. Во-первых, в этих ГБУ идет серьезный отбор кадров, во-вторых, там налажен сильный внутренний контроль и т.д.
— Какие плюсы у этих ГБУ можно отметить еще?
— В ГБУ «Жилищник» любого района нет подрядчиков. Все сотрудники, от начальника до дворника работают там на кадровой основе, в штате. Работают диспетчерские службы, у них свои бойлерные, электрощитовые, за которые они отвечают и т.д.
Безусловно, само ГБУ – не единственная панацея, которое уже взяло на себя практически все серьезные проблемы в сфере ЖКХ. Очень много решают кадры. Я не зря уточнил, что их отбор проходит серьезные профессиональные шлюзы.
Один пример. В районе Раменки на Мосфильмовской улице в домах стала появляться вода в подвалах, ухудшился ее сток с дворовой территории и т.д.Немедленно приехали глава Управы «Раменки» Владимир Хихленко, начальница ГБУ «Жилищник» Ольга Горбунова, другие начальники. С ними приехала целая бригада специалистов по дренажу, укладке бетона, земляным работам и т.д. Быстро нашли причину, наладили дренаж, сейчас идут остальные работы.
— Так это, наверное, потому, что приехала такая высокая комиссия? Не всегда же они будут так ездить …
— Я привел этот пример лишь затем, чтобы показать: когда чиновники отвечают за свой участок дела, это дело на месте не стоит. И здесь не важно – генералы в доме живут или пенсионеры.
— Вы сказали, что ЖКХ и автомобильная составляющая жизни столицы – это два сообщающихся сосуда. Давайте чуть подробнее об этом.
— Это действительно так. Почему? Потому что автомобили не только передвигаются по улицам города. Очень часто они останавливаются на этих самых улицах по разным причинам. Ко всему прочему, их надо парковать на ночь около домов, во дворах и т.д.
Здесь, уже помимо всем привычных контактов с ГАИ, добавляются проблемы, куда более серьезные и далеко идущие.
Например, в Москве в массовом порядке сносят гаражи-ракушки. Причем, сносят по каким-то постановлениям малопонятных и абсолютно некомпетентных в этих вопросах организаций, комиссий и т.д.
Сносить что-либо, тем более частную собственность, а «ракушка» именно к таковым и относится, можно только по решению суда. Все остальные решения не законны.
Но об этом знают немногие. Кто знает, начинает судиться, кто-то просто драться с рабочими, бывает, что и почтенные ветераны с костылями выходят на защиту своей единственной гаражной собственности т.д. Но ведь это неправильно.
Во многих случаях за подобными разрушительными инцидентами – чистая коммерция: снести сотню плоскостных металлических гаражей, а на их месте построить очередной дом или супермаркет – куда более заманчиво, чем держать там бесприбыльный гаражный кооператив.
— Но сегодня возможность социального взрыва общества именно из-за подобной волюнтаристской политики города сильно возросла и стала вполне очевидна. В спальных районах и не только в них люди уже массово выходят на улицу … А власти – ни гу-гу …
— Наверное, сегодня самое время вспомнить слова Президента Путина, который сказал, что социальный взрыв в обществе допускать нельзя, а ко всему прочему не стоит забывать, что Россия – это социальное государство. Властям всех уровней об этом стоит помнить … Если забыли, то депутатский корпус, СМИ об этом должны напоминать.
— Не могу не спросить Вас о платных парковках в городе, о которых мы регулярно напоминаем. Но они до сих пор в социальные рамки страны плохо вписываются. По-моему, в этом направлении власти палку не только перегнули, но уже и надломили ее до ощутимого хруста. Вам так не кажется?
— Отвечаю. Как утверждают теоретики права, платная парковка сегодня как минимум нарушает две статьи Конституции РФ: 27-ю – «о свободе передвижения» и 19-ю – «все равны перед законом, независимо от социального и материального положения.
Что же происходит в жизни? Если у человека много денег, он легко оплачивает любую парковку своего авто. А если их мало? Тогда или набежит гигантский штраф за неоплату парковки или приедет «зеленый крокодил» и увезет авто на штрафную стоянку, что радости тоже не прибавит, а денег потребуют много. Я считаю, что такое социальное неравенство уже никуда не годится!
— Так что же нам всем, имеющим авто, делать? Не на велосипеды же пересаживаться, к чему городские власти нас уже недвусмысленно подталкивают?
— Сегодня в Госдуму в массовом порядке стали поступать законопроекты по защите прав автомобилистов. Из всего потока я бы выделил два законопроекта, авторы которых депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба из ЛДПР).
Они говорят о том, что за незаконную эвакуацию машин исполнителей можно привлекать уже не к административной, но уголовной ответственности. Как за угон. Мысль очень здравая и с юридической точки зрения и с позиции простой логики.
Второе новшество – новый законопроект, внесенный в Думу этими же авторами. Он гласит о том, что ни один регион не имеет права устанавливать расценки за платную парковку более, чем 0,1 от действующего в регионе МРОТ. Сегодня МРОТ в Москве, например, составляет 18 тысяч рублей. Соответственно, по логике депутатов стоимость 1 часа парковки в городе должна составлять 18 рублей. Считаю эту инициативу абсолютно оправданной и социально правильной. Потому что сегодня платные парковки в городе уже открыто превратились в чистый бизнес, о чем говорят и экономисты, и политики, и юристы. Я рекомендую властям к этим мнениям прислушаться.
— Власти на словах много декларируют льготы ветеранам труда, инвалидам и т.д. На деле, зачастую на парковках и у тех, и других кошельки «чистят» наравне со всеми остальными. Ваша точка зрения?
— Абсолютно убежден в том, что названные категории граждан имеют полное право парковаться бесплатно. Но говорят об этом многие и часто, но на самих парковках, как вы уже сказали, дела зачастую обстоят совсем иначе … Здесь свое слово тоже должны сказать местные власти!
— Так может они именно это слово и говорят: «Берите, мол, со всех одинаково!» Те и берут …
— То, что санкции против водителей постоянно пытаются ужесточить, действительно, на мой взгляд, свидетельствует о том, что процессом кто-то управляет. Это тоже недопустимо, так как всем юристам давно известно, что репрессиями никакой вопрос ни социальный, ни экономический, ни политический не решить. В России – тем более. Кроме социального обострения это ни к чему не приведет.
Более того, звучащие сегодня призывы особо «горячих голов» еще кратно увеличить штрафы и прочие карательные меры вообще могут вызвать социальный взрыв, общество уже на грани …
Ведь несколько раз поджигались и т.н. «зеленые крокодилы»-эвакуаторы, и автомобили с фото- и видеофиксацией якобы неправильно припаркованных авто и т.д. Не пора ли всем уровням власть имущих обратить на эту проблему самое серьезное внимание? Чтобы действительно до беды дело не дошло.
— Наверное, это трудно сделать сидя в кабинетах. А самих начальников никто не штрафует. Может, они вообще о многих проблемах не знают?
— Знают! У меня на рабочем столе, например, лежит уже многолетней давности заключение Правового управления Госдумы на законопроект о том, что наказывать собственников транспортных средств по показаниям камер слежения незаконно! Т.к. собственник – это не обязательно тот, кто был за рулем в момент нарушения. Т.е. наказывая собственника, государство, по сути, наказывает заведомо невиновного человека.
— По-моему, в нынешнем законодательстве уже запутались и те, кто его создавал?
— Неразберихи, действительно, много. Например, в ст. 1.5 КоАП РФ недавно внесли изменения о том, что презумпция невиновности не распространяется на собственника транспортного средства, если нарушение зафиксировано камерой слежения. Даже если сам собственник в это время сажал картошку на даче, а машиной управлял его брат, сват, друг, жена и т.д.
Другими словами говоря, и водителя, и собственника ставят в заведомо наихудшее положение по отношению даже к хулиганам и браконьерам: никаких тебе свидетелей, адвокатов, объяснений и т.д. Камера щелкнула и штраф готов. Эти никак недопустимо!
К сожалению, лет 5-7 назад при помощи мощного лобби этот законопроект протащили через Госдуму, увы … Потому и имеем почти ежедневно кто «письма счастья», кто миллиардные штрафные потоки в кассу. Повторюсь, это очень серьезное нарушение Конституции и значит – предмет дальнейшего правового разбирательства.
— В основе всего этого беззакония, на Ваш взгляд, бешеные потоки денег?
— Владимир Путин 10 лет назад на Госсовете сказал, что в деле безопасности дорожного движения приоритетом должно стать строительство новых дорог, эстакад, тоннелей.
Чиновники на это тут же заявляют: нет денег. Я в это не верю. Пример. Префект Западного округа Алексей Александров на пересечении двух важнейших магистралей округа поставил обычный рабочий вагончик, который на время и превратил в свой второй рабочий кабинет. Затем поехал к мэру, убедил того в важности проекта, в хорошем смысле «выбил» деньги из бюджета и за 8-10 месяцев построил сначала эстакаду на пересечении Аминьевского шоссе и Мичуринского проспекта, а затем и на Можайке с пересечением десятка улиц, переулков и т.д. Я ведь не зря в начале нашей беседы сказал, что если чиновник болеет за дело, это дело никогда не будет стоять на месте. Так что когда хотят работать и строить, работают и строят. Когда не хотят, идут по пути репрессий.
К чему в России приводят эти пути, мы хорошо знаем. Стоит ли повторяться?