Путь к родному причалу для моряков Дальневосточного морского пароходства в годы Великой Отечественной войны был сопряжён со смертельной опасностью. Единственное предприятие морского флота на Дальнем Востоке, ДВМП в 1941 году имело в своём составе 86 судов суммарной грузоподъемностью 346 226 тонн и обеспечивало перевозки народно-хозяйственных грузов в районы Восточной Арктики, Чукотки, Камчатки, для предприятий рыбной промышленности, а также экспортных грузов в Японию, Китай и другие страны. Война изменила мирные задачи, теперь весь флот ДВМП перешёл на обеспечение доставки максимально возможного объёма грузов, необходимых фронту, особенно из портов США и Канады. Надо было резко увеличить количество судов, обеспечить комплектацию экипажей. Для этого снимались с прикола и спешно ремонтировались старые, изношенные суда, в большом количестве закупался флот за границей. Также Дальневосточному пароходству были переданы суда, сумевшие вырваться с Балтики, Чёрного моря.
Казалось, далёкие от фронта боевых действий океанские пути безмятежны, спокойны и лишены непосредственно военной опасности, тревожится можно было лишь непогоды – штормов да тайфунов. Но от столкновения с врагом не спасали и морские просторы, более того, море помогало скрытному передвижению субмарин противника. За годы войны в самых разных местах Мирового океана в боях с врагом погибло 25 судов Дальневосточного пароходства и более 400 человек – членов экипажей. 1 893 моряка ДВМП награждены боевыми орденами и медалями, ещё 4 человека удостоены звания Героя Советского Союза.
В память о земляках-героях во Владивостоке в 1967 году воздвигли памятник Морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Чем могли противостоять сугубо мирные гражданские суда бронированным, отлично вооружённым кораблям фашистов, вражеской авиации? На танкере «Азербайджан», к примеру, при переходе судна через Панамский канал в марте 1942 года по команде капитана Владимира Николаевича Изотова судовым плотником из дерева была изготовлена бутафорская пушка, которая после покраски у установки на баке выглядела как настоящая (после, правда, в Нью-Йорке её заменили на настоящие орудия – две трёхдюймовые универсальные пушки, четыре крупнокалиберных и два спаренных пулемёта)… Противостоять врагу моряки могли только собственным мужеством. Мужество и безграничная любовь к Родине помогали морякам сражаться и даже выходить победителями из схваток с противником, причём не только с самолётами фашистской авиации, но и подводными лодками.
Беспримерный героизм советских моряков, команд судов Дальневосточного морского пароходства вызывал восхищение союзников. Так. Командир английского эскорта передал советскому командованию своё личное восхищение и восхищение всего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода «Старый большевик» во время следования шестнадцатого конвоя (PQ-16).
Еженедельник «Аргументы недели. Приморье», Российское информационное агентство «Восток-Медиа» при поддержке администрации Приморского края реализует проект «Путь к причалу», посвящённый подвигу приморцев в годы Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны, героизму воинов-тихоокеанцев и моряков Дальневосточного морского пароходства (в том числе юнг огненных рейсов), обеспечивавших доставку грузов по ленд-лизу в советские порты на Тихоокеанском побережье. В рамках проекта пройдёт и конкурс-фестиваль патриотической песни «Путь к причалу», заключительный концерт которого оргкомитет намерен провести у мемориала Морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Всех желающих принять участие в песенном конкурсе-фестивале просим обращаться в редакцию еженедельника «Аргументы недели. Приморье» по телефону: 260-61-97 или по электронной почте info@vostokmedia.com; cmc-ka7@mail.ru с пометкой «Путь к причалу».