О том, что в доме писательницы Дарьи ДОНЦОВОЙ любят собак, говорит буквально всё: садовые фигурки, фотографии и картины на стенах, есть даже коллекция кружек с изображениями собак. Гостей здесь встречают уже ставшие знаменитостями мопсы, одного из которых, кстати, писательница взяла из приюта – прежний хозяин до 10 месяцев держал собаку в клетке, и она даже не умела как следует ходить. Сейчас же этот мопс чувствует себя прекрасно и счастлив, как и все остальные питомцы. Однако Дарья Донцова помогает не только животным, уже не первый год она занимается благотворительностью и поддерживает людей, порой совершенно незнакомых, но столкнувшихся с той же проблемой, что и сама писательница в своё время, – онкологией. «Аргументы недели» побывали в гостях у Дарьи Донцовой и побеседовали с писательницей о благотворительности, её новом проекте «Радость жить» и, конечно же, о литературе.
Книги от пола до потолка
– Вы всегда любили литературу?
– У меня высшее филологическое образование, и я из семьи писателя, стеллажи с книгами в родительском доме шли от пола до потолка, полки висели даже в туалете. К 14 годам я, тихая девочка, троечница в школе, прочитала всю классику как отечественную, так и зарубежную, не надо было, наверное, ребёнку в 11 лет читать Анатоля Франса, но я и до него добралась.
– Кроме романов вы написали несколько книг о кулинарии, автобиографические книги. Может быть, у вас в планах есть работа с новыми литературными жанрами?
– Я сейчас параллельно с романом пишу книгу для детей, волшебную сказку. Ещё в издательстве лежит моя книга про животных, её пока художник иллюстрирует. Там будет много красочных иллюстраций, причём они рисуются от руки, а не на компьютере, на это нужно время, поэтому выйдет книга, наверное, весной.
– Вы недавно попробовали себя и в роли телеведущей, как вам этот опыт?
– Программы снимаются пулами, то есть по четыре в один день. И так три дня подряд. Вы заезжаете в студию в девять утра и живёте там до половины второго ночи. Это тяжело, но всё зависит, конечно, от съёмочной бригады, с которой работаешь, мне повезло работать с очень хорошими людьми. И очень многое зависит от самой программы, есть проекты, на которых ты просто отдыхаешь. Я заменяю Надежду Бабкину в «Модном приговоре», и вот там ощущаю себя совершенно счастливой.
Благотворительность и большие деньги
– Вы принимаете участие в благотворительной программе «Вместе против рака груди». В чём заключается ваша роль?
– У меня есть телефон, который я даю женщинам, но не всем, а только тем, которым этот телефон действительно нужен, я их каким-то образом ухитряюсь вычислять в толпе, в книжном магазине, на ярмарке, некоторые просто на улице подходят. Я даю им номер, и они мне звонят по вечерам, мы с ними разговариваем, я их утешаю. Потом они, где-то через полгода, перестают звонить и только поздравляют меня с Новым годом, я понимаю, что операцию сделали и всё хорошо. Я стараюсь помогать женщинам, которые заболели онкологией, потому что я их очень хорошо понимаю. Мы ещё сейчас запустили сайт «Радость жить» (www. radostzhit.ru), чтобы поддержать тех, кто только столкнулся с болезнью, потому что, когда человек заходит в Интернет, первое, что он видит, – это то, что все умерли. А на нашем сайте опубликованы истории людей, которые победили болезнь, выздоровели. Сайт открылся недавно, и мы очень просим всех тех, кто болел и выздоровел, всех тех, у кого болели и выздоровели родственники (а таких людей очень много), присылать нам свои истории. Они нужны тем, кто считает, что если диагностировали рак, то это значит, что смерть уже пришла, а эти истории, напротив, показывают, что наше будущее вообще-то не темно. Вероятно, написанная вами история спасёт кого-то от депрессии и даст ему силы лечиться.
– Вам нравится быть частью благотворительного движения? Что вы по этому поводу чувствуете?
– Мне кажется, все люди, столкнувшиеся с онкологией, являются братьями и сёстрами по болезни, и если ты сумела выкарабкаться – то помоги другому.
– Никогда не задумывались над тем, чтобы полностью посвятить себя общественной деятельности?
– Я всю себя этому отдать не могу, потому что в первую очередь я писатель и у меня есть обязательства перед моими читателями.
– Как вы считаете, насколько развиты сегодня в России благотворительность и волонтёрство? Какие трудности существуют?
– Благотворительность у нас в стране почему-то связана с тем, что вы должны заплатить большие деньги. Если ты благотворитель, то, значит, сразу расстёгивай свой кошелёк. Но это не так. Если вы зайдёте в любую детскую онкологическую больницу, то там очень много иногородних детей, с ними лежат их мамы, которые безумно устают. Им негде помыться, поесть как следует, их с ребёнком никто не может встретить на вокзале. Вы можете помочь, поехать и встретить больного ребёнка, привезти его в больницу, можете сварить кастрюлю щей, приехать в больницу и сказать какой-нибудь маме: «Дорогая, поедем ко мне, ты у меня помоешься, поешь, поспишь два часа, а моя подруга в это время посидит с твоим ребёнком и почитает ему сказку». Есть замечательные люди, которые воспринимают чужую беду как свою, доктор Лиза, например, или волонтёры из группы «Лиза Алерт», которая разыскивает пропавших людей. Я знаю тех, кто просто приезжает на вокзалы и кормит людей, которым там плохо. Если ты хочешь что-то сделать хорошее, то ты это сделаешь. Слова «У меня нет денег, чтобы кому-то помогать» – просто отговорка. Если хочешь помочь, то найдёшь, как это сделать, даже если у тебя пусто в кошельке.