Москвичи выступают против расширения платной парковки
6 октября 2015, 18:50 [«Аргументы Недели», Сергей ГРУНЮШКИН ]
Столичные власти упорно продолжают превращать Москву в одну сплошную зону платной парковки. С 10 октября, согласно приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, число улиц, где взымают плату за стоянку увеличится ещё на 95. Причём эти адреса, а их 133, находятся далеко за пределами Третьего транспортного кольца. Жители районов, куда придёт навязанная услуга, бьют тревогу и собираются на санкционированные митинги, которые пройдут на этой неделе в столице. По их мнению, такие действия главы Дептранса Максима Ликсутова ни к чему хорошему не приведут.
Напомним, что стоимость часа стоянки на платных парковках за пределами ТТК составит 40 руб., а стоимость резидентского соглашения, которое даст право парковаться бесплатно на территории своего района – 3 тыс. руб. Правда, такие блага цивилизации в понимании г-на Ликсутова не встречают поддержки у местных жителей. И не трудно догадаться – почему.
Во-первых, по первоначальной задумке платная парковка в Москве – это инструмент, который позволяет регулировать стояночное пространство в центре города. Его главной целью было разгрузить улично-дорожные сети, и заставить водителей пересесть на общественный транспорт. Однако не совсем понятно, есть ли необходимость расширять зону платной парковки до периферийных районов Москвы? Будто бы достаточно всего лишь признать эксперимент удачным, чтобы и дальше бездумно её расширять, заявляя о рекордном увеличении средней скорости в зоне действия платной стоянки на 5%. Даже если в тех местах ездили постоянно 60 км/ч, то прибавка составила всего 3 км/ч.
Глава Дептранса считает, что новым расширением он сможет решить проблему транспортного притяжения к ряду объектов, включая бизнес-центры, ярмарки, торговые центры и т.д. Однако почему-то не допускает мысли о том, что коли люди туда ездят и оставляют там автомобили, значит, они и дальше будут продолжать это делать. И, как показывает практика, будут делать это не на платных стоянках, а на «бесплатных» улицах и во дворах домов. Что, мягко говоря, спровоцирует и конфликты в битве за свободные клочки асфальта и новые транспортные проблемы. А они местным жителям совершенно не нужны.
Во-вторых, скорее всего с миграцией автомобилистов на парковочные места, которые ещё не обременены платной стоянкой, власти будут бороться уже знакомыми топорными методами. Сначала, уже предварительно расставленными по всем районам знаками «остановка и стоянка запрещена». То есть создадут парковочный дефицит. При этом то, что целесообразность установки некоторых табличек не будет поддаваться логическому объяснению, столичных чиновников не смутит. Следующим шагом будет проработка предложений от местных жителей, которые якобы добровольно хотят присоединиться к зоне платной парковки. Чтобы выгнать со своих улиц машины «понаехавших». То есть местных жителей загоняют в ту ситуацию, когда они будут должны платить по 3000 руб. в год за резидентское соглашение, дабы просто поставить авто рядом с домом.
К слову о резидентских соглашениях. Получить их бывает не так-то просто. Конечно, если вы являетесь и собственником жилья, и владельцем автомобиля, то проблем возникнуть не должно. Однако если вы снимаете квартиру, то придётся собрать кипу бумаг, потратив на это не только собственное рабочее время, но и время хозяина жилья. Хорошо, если он будет благосклонен. За пределами ТТК такая ситуация более распространена нежели в центре города, поэтому неизвестно, готовы ли к такому валу обращений в Департаменте транспорта.
Так что, понимая все те проблемы, которую несёт «спасительница» Москвы от пробок – платная парковка – жители тех районов, куда она придёт с 10 октября неоднократно выступали против подобных нововведений. При этом в районе Останкинский их поддерживают и муниципальные депутаты, и даже префект Северо-восточного административного округа Валерий Виноградов. Но Дептрансу, как оказалось, наплевать на проработку доступности объектов социальной инфраструктуры в СВАО – школ, больниц, центров соцзащиты и т.д. Менять свои планы они не стали. Более того, в Останкинском районе жители не могу провести межевание придомовых территорий, а это означает, что шлагбаум на въезде установить пока невозможно. Что опять же притянет туда «чужие» автомобили. Но и подобный довод о том, что введение платной парковки там – дело преждевременное, не убедил Дептранс отказаться от намерений. В целом, муниципальные депутаты не раз заявляли о том, что Дептранс даже не ищет попыток что-то согласовать с ними, а просто присылает список улиц с платной парковкой на утверждение.
Что самое любопытное, эффективность принятых мер, по заявлениям чиновников, будет оцениваться исключительно уже после того как расширят зону платной парковки. Как часто это водится, решения властей обратного хода не имеют – поэтому вряд ли стоит надеяться, будто бы они со временем одумаются. Скорее присоединят ещё пару районов, по принципу домино и сделают почти всю Москву с платным для стоянки асфальтом. Конечно же, из благих намерений, а не из возможного желания брать по 3 тыс. руб. в год с четырёх с лишним миллионов столичных автомобилистов. Несложно подсчитать, сколько на «благоустройство территорий» можно будет выручить – более 1,2 млрд. рублей!
При этом самое «приятное» в резидентском соглашении то, что по условиям его использования данный аусвайс может получить только тот, чья улица присоединена к зоне платной парковки и парковаться бесплатно он имеет право только внутри своего района. То есть со временем машина станет нужна только для того, чтобы просто покататься по городу и приехать обратно. Ведь власти, похоже, ненавязчиво намекают горожанам, что пора бы продавать машины за ненадобностью. Хотя наземный общественный транспорт Москвы до сих пор не идеален, и не из любой точки города можно добраться до нужного адреса без машины. Например, в Алексеевском районе, чтобы попасть в одну из поликлиник, которая волею судьбы находится в соседнем районе придётся идти 40 минут, либо приехать на авто и заплатить минимум 40 руб. за час стоянки возле неё.
Участники согласованного митинга собираются направить обращения властям Москвы, с требованием отменить приказ о расширение зоны платной парковки с 10 октября, проводить полноценное общественное обсуждение и учитывать мнение жителей, муниципальных депутатов, общественных организаций и объединений (ВОА, МГСА), когда речь заходит об очередном точечном расширении зоны платной стоянки. Кроме того они призывают к формированию рабочих групп на уровне каждого района, состоящих из жителей, муниципальных депутатов, представителей Департамента транспорта, ЦОДД и других структур для выработки совместных решений по улучшению дорожно-транспортной ситуации и развитии парковочного пространства.
Впрочем, остаётся вопрос – а хотят ли вообще власти слышать собственный народ? Потому что складывается впечатление, что ничего кроме извлечения прибыли с ввода платного паркинга за пределами ТТК данная мера не принесёт, а значит, и не стоит вообще вести диалог с автомобилистами.