Аргументы Недели → Общество

«Дружба» дружбой, а «Карат» врозь?

, 10:11

Московский завод «Карат» – одно из крупнейших отечественных предприятий, которое занимается производством плавленых, твёрдых, свежих сыров, а также других видов молочной продукции. Большинству россиян он знаком своим легендарным сыром «Дружба». Товары этого завода поставляются даже для питания космонавтов и для нужд армии. Однако финансовый кризис сильно ударил по ОАО «Карат» – начались трудности, которые в конечном итоге привели к смене руководства завода, сокращению доли на рынке и борьбе за влияние. Что же происходит сейчас на важнейшем для страны и Москвы предприятии?

Начнём по порядку. Во время кризиса 2008-2009 года банки, с которыми сотрудничал «Карат» потребовали досрочно погасить облигационные займы и часть кредитов. Что буквально спровоцировало то, что предприятию потребовалось вновь влезать в долги перед ростовщиками. Правда, как все помнят, деньги в этот период начали давать ещё под большие проценты. Тогда, по словам председателя совета директоров ОАО «Карат» Владимира Корсуна, начались срочные поиски инвесторов, дабы не довести предприятие до банкротства. Поначалу удалось договориться с правительством Москвы (в то время городом руководила команда Юрия Лужкова) и город готов был приобрести блокирующий пакет акций «Карата» в количестве 25% плюс 1 акция.

Однако спасительным планам помешало то, что Юрий Михайлович оказался в опале и был отправлен в отставку на радость своим пчёлам. На смену ему пришла новая команда Сергея Собянина, и от первоначальных договорённостей о покупке крупнейшего предприятия по производству сыров было решено отказаться. С тех пор чистая прибыль ОАО «Карат» ежегодно уменьшалась, в том числе из-за выплат по кредитам.

В 2013 году руководству «Карата» всё же удалось найти инвестора в лице «Связь-банка», чьим главным акционером является «Внешэкономбанк». Уверенности в правильности такой сделки добавляло то, что «ВЭБ» является государственной корпорацией, которая своим капиталом не раз помогала отечественным предприятиям. К слову, «Связь-банк» и был главным кредитором ОАО «Карат». Причём по подсчётам его представителей, задолженность перед банком у завода составляла 2 млрд. рублей, тогда как общая сумма долгов составляла 3 млрд. рублей.

В итоге долги было решено реструктурировать в обмен на акции «Карата». Причём по условиям банка в сделке должны были принять участие лица никак не связанные с банком, которые должны были приобрести ценные бумаги. В конце 2014 года 19% акций было под контролем «Связь-банка», ещё 19% принадлежали Андрею Кучерову (председателю коллегии адвокатов Московской области «Максимус»), также 19% было у Дмитрия Тальникова, и 12% у Дмитрия Мордковича генерального директора ООО «Хильверсум».

Казалось бы, вот и наступили светлые времена для «Карата». Но ожидания председателя совета директоров г-на Корсуна оказались далеки от действительности. Поэтому на 2 октября по его инициативе было назначено внеочередное собрание акционеров предприятия, с целью отстранить от должности нынешнего генерального директора ОАО «Карат» Павла Розенфельда. Который был поставлен на эту должности «Связь-банком».

Что же послужило причиной такого решения председателя совета директоров? Дело в том что, по мнению В. Корсунова, г-н Розенфельд не имеет опыта работы в молочной отрасли. Что, например, привело к банкротству сыродельного завода в Краснодарском крае. Также В. Корсун недоумевает, почему при поддержке «Связь-банка» в виде реструктуризации долгов на 5 лет под 10% годовых до декабря 2015 года «Карат» всё ещё не вышел на положительную и стабильную динамику по прибыли?  Выполняются ли бизнес-планы, которые составлены действующим генеральным директором и «Связь-банком»? Нет ли в этом всём очевидного желания попросту разорить предприятие и использовать дорогую столичную землю, на которой он находится, в каких-то своих корыстных целях?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Однако если сделать шаг назад, можно углядеть ряд странностей в вопросах распределения акций между «Связь-Банком» и якобы независимыми физическими лицами. Всё началось с того, что миноритарный акционер «Карата» – кипрская компания Franzeri Ventures Ltd обратилась в арбитражный суд с просьбой разобраться в вопросе передачи здания ОАО «Карат» площадью 18,5 тыс. кв. м. в собственность «Связь-банку». Это строение передавалось в уплату части долга перед кредитором, и его рыночная стоимость составляла на тот момент 1,16 млрд. рублей. Однако банк списал «Карату» лишь 800 млн. рублей задолженности. В начале 2015 года в суде вскрылись любопытные факты. Так, Андрей Кучеров, владеющий 19% ценных бумаг, неоднократно по доверенности представлял интересы «Внешэкономбанка», главного акционера «Связь-банка», в арбитражных судах России. А Дмитрий Тальников, как оказалось в суде, вообще является руководителем аппарата президента-председателя предправления «Связь-Банка».

То есть можно допустить, что совет акционеров попросту контролируется «Связь-банком». Кстати, нынешние управленцы ОАО «Карат» во всём винят именно В. Корсуна – будто бы это именно он довёл предприятие до дефолта своими неудачными решениями. Но давайте взглянем на различные цифры годовых отчётов ОАО «Карат». В 2012 году предприятие занимало 2-ое место на отечественном рынке плавленых сыров с долей 21% выраженной в тоннах продукции. В 2012 – уже 17%, а в 2014 году – 16% и 12% в стоимостном выражении. Динамика не слишком оптимистичная. Также с годами уменьшалась валовая прибыль «Карата», если в 2012 году она составляла порядка 826 млн., то в 2014 уже порядка 497 млн. рублей. Статья прочих расходов в бухгалтерском отчёте также выросла, если в 2013 это было 209,9 млн. рублей, то в 2014 году уже 891,3 млн. рублей. То есть всё это происходило, когда «Каратом» управляли назначенцы «Связь-банка».  Правда, в защиту нынешней команды стоит сказать, что чистый убыток в 2013 году был 242,9 млн., а в 2014 уже 242,2 млн. Хотя в 2012 году, когда заводом управлял Корсун, у «Карата» за 2012 год чистая прибыль составила 6,4 млн. рублей.

Кто во всей этой истории виноват – решать очередному собранию акционеров. Вопрос только, что со всем этим делать? Курс на импортозамещение говорит о том, что нужно всячески спасать отечественные предприятия, которые годами ковали своё имя. Но порой сиюминутное желание извлечь выгоду из собственных активов доводит до того, что на заводы смотрят, как на кусок из железа и бетона, который занимает чудесную, дорогую землю, которую проще попросту продать.

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram