В региональном штабе Общероссийского народного фронта (ОНФ) Московской области хотят добиться того, чтобы официальные картографические материалы Лесного плана Подмосковья предоставили в открытый доступ. Дело в том, что на сегодняшний день вся эта информация по каким-то причинам находится под грифом «Для служебного пользования». Таким образом, активисты ОНФ хотят создать благоприятные условия для работы общественного контроля и противодействия коррупции.
За примерами «рассекреченных» карт лесов далеко ходить не нужно – в соседних областях, Тверской и Владимирской, такие данные представлены в открытом доступе и с ними может ознакомиться любой желающий. Однако чиновники Подмосковья отчего-то не спешат показывать картографические данные общественности, а в Комитете лесного хозяйства советуют пользоваться интерактивной картой, которую создали американцы – Global Forest Watch.
Впрочем, её точность оставляет желать лучшего – лесные массивы включают в себя садовые и дачные участки, и их число достигает порядка 30% от таких территорий. Поэтому на основе Global Forest Watch делать какие-то объективные выводы о состоянии лесов затруднительно. Вдобавок, по мнению активистов ОНФ, сам Комлесхоз неоднократно лукавил, когда предоставлял какие-либо данные. Например, в этом ведомстве заявляют о том, что за последние 10 лет площадь лесного фонда непрерывно росла и если в 2006 году она составляла 1,7 млн. га, то в 2015 уже 1,9 млн. га. Более оптимистичную информацию даёт Рослесхоз – по их подсчётам на сегодняшний день в Московской области свыше 2 млн. га леса. Но по оценкам экспертов ОНФ даже в отдельно взятом Сходненском лесничестве Солнечногорского района площадь леса с 2001 года сократилась на 15%.
Если вспомнить то, как активно в последнее время застраивалось Подмосковье многоэтажками и дачными посёлками – можно предположить, что цифры Комлесхоза и Рослесхоза существуют только где-то на бумаге и с объективной реальностью не связаны.
Лукавства хватает и в проведении санитарных рубок. Яркий тому пример – сплошные рубки в окрестностях древнего села Радонеж Сергиево-Посадского района. Там подрядчики использовали тяжёлую гусеничную технику, которая повреждала почву и культурный слой ряда памятников археологии. Изначально Комлесхоз опровергал эти обвинения, но затем активисты ОНФ представили многочисленные доказательства таких действий. К слову, землю, на которой велась эта сплошная рубка, начинают потихоньку распродавать, хотя это запрещено законом. И делается это, вероятно, с молчаливого согласия коррупционеров из правительства Московской области.
Поэтому ради сохранения лесов в ОНФ выступили с довольно радикальной инициативой о создании «зелёного пояса» вокруг столицы. В частности предлагается вообще запретить рубку деревьев на расстоянии 70 км от МКАД. А вдоль лесов установить особую буферную зону шириной 300-1000 м, в которой нельзя будет вести какое-либо новое строительство. Это предложение активистов ОНФ уже размещено на интернет-портале «Российской общественной инициативы». Сейчас идёт сбор подписей в его поддержку, который продлится до 4 сентября 2016 года. Инициативе необходимо собрать 100 тыс. голосов для того, чтобы её всерьёз начали рассматривать на законодательном уровне. При этом за 14 дней под предложением подписались уже свыше 29 тыс. человек.
Эту инициативу поддерживает знаменитый телеведущий Николай Дроздов:
«Мы должны как минимум сохранить, а по возможности приумножить зеленое богатство региона. Если мы ничего не предпримем, то в перспективе 20-30 лет с учетом непрерывного роста автомобильного парка и бесконтрольных рубок леса в Подмосковье ради коммерческой прибыли от строительства нового жилья, мы рискуем получить самый неблагоприятный экологический сценарий, близкий по размаху к сегодняшнему Пекину», – заявил он.
О реальности развития таких событий говорит хотя бы то, что за последние 80 лет лесозащитный пояс Москвы и области уменьшился на 70%. А экология региона давно находится в плачевном состоянии. Этому способствует не только вырубка лесов, но и загрязнение рек стоками из уже много где отслужившей своё канализационной системы.
Однако строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Несмотря на то, что земли из Гослесфонда нельзя переводить в другие категории – это всё же происходит. На месте вырубленных деревьев в обход всех законов зачастую растут либо элитные коттеджные посёлки, либо новые многоквартирные дома. Вспомнить хотя бы то, что в 2015 году был зафиксирован 141 случай самовольного захвата земли. И это даже без заморочек с использованием коррупционных схем.
Поэтому многие довольно скептически относятся к предложению создать зону, в которой запрещена рубка деревьев. Мол, всё равно сил контролирующих и проверяющих органов не хватает на то, чтобы следить за подмосковными лесами. А коррупция в отношении перевода земель под другое назначение распространена чуть ли не повсеместно. И, судя по всему, борьба с ней не слишком-то успешна. Оно и не удивительно – стоимость земли в Подмосковье достигает заоблачных высот. И это слишком лакомый кусок, чтобы так просто отдать его в руки общественного контроля.