Ещё лет двадцать назад любые разговоры о необходимости экономического планирования воспринимались как что-то неприличное. На человека, который рискнул бы заикнуться о том, что нужно хоть в первом приближении прикинуть, куда идёт страна, и как мы собираемся её развивать, смотрели как на недобитую контру. Предложения новых планов, идей и стратегий сразу же пресекались возгласами о казарменном коммунизме, неэффективной советской экономике и чуть ли не сталинских лагерях. Предполагалось, что невидимая рука рынка сама приведёт нас к процветанию. Тем временем целые отрасли, предоставленные сами себе, скатывались к технологическому коллапсу.
К СЧАСТЬЮ, прагматики, в конце концов, заставили немного приумолкнуть пламенных идеологов рынка. Выяснилось, что наши иностранные «партнёры» у себя очень даже любят всё планировать да рассчитывать и весьма жёстко регулируют ключевые направления на государственном уровне. В России, в ответ на вызовы времени, стали рождаться свои «мозговые центры», в чём-то переосмыслившие опыт СССР, что-то заимствовавшие у Запада, а до чего-то додумавшиеся сами.
Одной из отраслей, которая долгое время развивалась, словно сорняк на продуваемом всеми ветрами пустыре, оказалось строительство. Нет, разумеется, чиновники не забывали о том, что за стройками нужно присматривать. Существовало – и существует по сию пору – множество ведомств, осуществляющих надзор и контроль. Было создано целое Министерство строительства и ЖКХ, появились госкорпорации, стимулирующие жилищное строительство и курирующие крупные инфраструктурные проекты. Но вот единой модели того, как мы строим сегодня и как нужно будет строить завтра, чтобы не застрять безнадёжно в старых технологиях, до сих пор предложено не было.
И вот 13 марта 2014 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию профильным ведомствам и общественным организациям было поручено подготовить Стратегию инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года.
Уже через несколько месяцев Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) предложило свой разработанный проект Стратегии. Получился солидный документ объёмом более полутора сотен страниц. И содержит он не просто общие пожелания, но весьма жёсткий анализ сегодняшнего состояния строительной сферы, конкретные ориентиры и пошаговые действия, которые нужно предпринять.
Если исходить из одних только цифр статистики, то на стройплощадках страны всё обстоит на удивление хорошо. Достаточно сказать, что, начиная с 2003 года, объёмы индивидуального жилищного строительства ежегодно увеличивались, кроме кризисного 2010 года. Жилищный фонд Российской Федерации на конец 2013 года составлял 3410 миллионов квадратных метров (оценка Росстата) и в 2007 – 2013 годах возрастал на 1,7 – 1,9% ежегодно, что сопоставимо со средними темпами роста, достигнутыми в 1980 – 1985 годах. В жилищном фонде в 2013 года в среднем на одного жителя приходилось 23,4 квадратных метра общей площади жилых помещений против 19,2 квадратных метра в 2000 году. А в прошлом году российским строителям и вовсе удалось превзойти объёмы РСФСР. Между тем, очевидно, что сейчас мы пока живём старым заделом, накопленным в годы высоких нефтяных цен и массового ипотечного кредитования.
По мнению разработчиков Стратегии, главной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности, остаётся снижение новых заказов на строительную продукцию со стороны других секторов экономики. Из-за стагнационного развития промышленности и падающих темпов экономического роста в торговле и сфере услуг многие экономические агенты из этих видов деятельности в целях минимизации своих издержек останавливают расширение своего производства за счёт нового строительства и одновременно замораживают начатое.
Помимо слабой инвестиционной активности, к основным проблемам, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли в текущий момент, необходимо отнести высокую внутриотраслевую конкуренцию и монопольное положение отдельных строительных компаний, излишние административные барьеры, а также отсутствие несовершенства технического регулирования, несбалансированность строительных норм и сводов правил с международными стандартами.
Из всей совокупности проблем, препятствующих развитию бизнеса в сфере строительства на текущий период, представители строительного бизнеса выделяют следующие ограничения: высокий уровень налогов – 38%, неплатёжеспособность заказчиков – 27% и высокую стоимость материалов, изделий и конструкций – 24%; дефицит квалифицированных рабочих – 21%.
Четыре вызова строителю
В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и содержание которого определяются сочетанием следующих четырёх факторов, которые выделяют разработчики.
Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала.
Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии общества. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в большей степени определяется профессионализмом кадров и способностью использовать новые технологии.
Третьим фактором является исчерпание источников экспортносырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, в сочетании с усилением приоритета мероприятий инновационного характера.
Четвёртым фактором является необходимость реализации мобилизационного сценария развития экономики, направленного на обеспечение максимально возможного и необходимого импортозамещения, в том числе вследствие санкций против России, которые могут носить длительный характер.
Направо пойдёшь, налево пойдёшь…
Сценарные варианты развития строительной отрасли России на период до 2020 года разработаны в двух вариантах: базовом (консервативном) и инновационном.
При консервативном сценарии (вариант 1) в 2020 году прогнозируется увеличение производства строительных материалов в 2,1 раза относительно 2011 года, при инновационном сценарии (вариант 2)в 2020 году прогнозируется увеличение производства строительных материалов в 2,5 раза относительно 2011 года.
Базовый вариант основывается на предположениях о замедлении глобального экономического роста на уровне 3 – 3,5%, обострение проблем роста производительности труда и неблагоприятных демографических тенденциях.
При этом инновационное развитие предприятий строительной отрасли будет осуществляться на основе «догоняющей» модернизации, осуществляемой за счёт импорта зарубежного оборудования, производственных технологий и знаний.
Более оптимистичный инновационный сценарий предполагает относительно благоприятную внешнюю конъюнктуру и работу в условиях сбалансированной государственной финансовой системы. По расчётам разработчиков, среднегодовые темпы роста инвестиций в отрасль должны достичь 12% и выше, чтобы выйти на уровень докризисных значений 2007 года.
Сценарий предполагает придание инновационным факторам роли главного источника экономического роста, ведущего к прорыву в решении задачи повышения эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 года, что, несомненно, позволит улучшить показатели социального развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 – 4,2% в 2013 – 2020 годах, что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2020 году.
В стратегии очень подробно расписаны все цели, задачи и методы их достижения, чтобы инновационный сценарий из сказки стал былью. Среди них, например, можно отметить внедрение системы информационного моделирования (BIM-технологий), создание открытой информационной системы «Строительство», которая должна включать в себя информационные ресурсы по вопросам разрешительной деятельности, ценообразования, реестр проектов повторного применения, инновационных технических решений и технологий в приоритетных областях градостроительной деятельности, информацию об отраслевых перечнях наилучших доступных технологий. А пока инженеры и архитекторы возьмут на себя техрегулирование и высокие технологии, государству следует подумать о не менее важных задачах: эффективности использования бюджетных средств на государственных стройках и стимулировании спроса населения.
Не забыли разработчики и обучение новых кадров, повышение престижа профессии строителя, развитие производства стройматериалов, сокращение административных барьеров, создание службы единого заказчика и многое-многое другое.
В общем, вот она – пошаговая методичка для государственных мужей. Бери и делай, благо сами строители готовы во всём помогать. Подробно расписаны сроки и этапы, рассмотрены практические меры, указаны источники финансирования и приведена оценка финансовых ресурсов. Вопрос только в одном – а насколько готова власть к тому, чтобы этот нужный и тщательно проработанный документ получил путёвку в жизнь? Или вновь всё окончится благими пожеланиями, после чего Стратегия будет благополучно положена под сукно?
На пути к Президенту
Однако же разработчики настроены серьёзно и смотрят в будущее с оптимизмом. Тем более, что долгий опыт проектно-изыскательской деятельности превосходно закаляет любого специалиста в деле преодоления пресловутых административных барьеров.
Не далее, как 26 августа состоялась презентация Стратегии в Российском союзе промышленников и предпринимателей. На встрече присутствовали представители Минстроя, Торгово-промышленной палаты РФ, представители строительного и научного сообщества. Итог рассмотрения документа на такой, весьма представительной площадке, был многообещающим.
Например, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев отметил, что разработчики сделали добротный документ и проработали очень много материала.
«Но я вот начинаю думать, как бы мы очередную стратегию опять не заболтали! Почему? Обратите внимание, сколько таких документов или подобных уже было. И мы сейчас опять до 30-го года составляем программу действий, понимая, что большинство из нас в этот период уже не будет работать», – выразил тревогу Владимир Анатольевич.
Не обошлось и без критики. Так, ветеран строительной отрасли почётный президент НОСТРОЙ Ефим Басин назвал документ «сыроватым». Но тут же призвал авторов не опускать руки и работать дальше: «Не надо вешать нос, не всё так плохо. Но плохо другое: внутри Минстроя мы не видим сегодня бойцов, которые бы сражались. Сказали отдать ценообразование – отдали, сказали отдать экспертизу – отдаём, сказали отдать промышленные материалы – пожалуйста. Давайте подкрепим Минстрой своей волей, надо их заразить бойцовским характером».
Понятно, что строители, проектировщики, изыскатели продолжат обсуждать документ, критиковать и вносить в него свои правки. Тем не менее, уже в октябре разработчики планируют обсудить Стратегию на президиуме общественного совета при Минстрое. В начале 2016 года Стратегия должна быть представлена на Госсовете при Президенте России. А уже оттуда и до конкретного воплощения в жизнь рукой подать.