Признайтесь, вы тоже обращали внимание, что свадьбы (да и крестины или похороны) зачастую напоминают хорошо срежиссированную пьесу? Хранительница наследия своего народа Розалия СУЛТАНГАРЕЕВА так и говорит о башкирском свадебном ритуале – «многосложная драма с разножанровым поэтическим и музыкальным материалом». Красиво звучит!
Ещё лучше выглядит! Настоящее захватывающее действие. На достойной башкирской свадьбе и потасовки за постель должны были состояться, и скотина именная раздавалась, и побить не просто так, а по обрядовым законам – кое-кого непременно нужно было.
Потому гости, приехавшие на свадьбу и переночевавшие в доме сватов, наутро праздничную одежду не торопились надевать. Чтоб жизнь молодых заладилась, прибывших и выспавшихся свахи лупили кишками только что зарезанной ритуальной лошади.
Баталии, причём именно с участием женской части свадебной процессии, продолжались перед отъездом из дома невесты. Подруга молодой или её родственница строила всевозможные козни, чтобы девушку из дома не выпустить. А потом ещё и постель невесты выносили в лес, обматывали её хитро верёвкой, концы которой прятали под корни деревьев. На перинно-верёвочное сооружение усаживали будущую жену. Подружки невесты и родственницы жениха начинали за неё сражаться. Борьба бывала подчас столь яростной, что воительницы получали значительный урон в виде оторванных рукавов, разорванных юбок и потерянных пуговиц. Что никого не расстраивало, ведь по традиции жених непременно всех щедро вознаграждал.
В доме жениха ложись камнем
По приезде в дом семьи будущего мужа красавица трижды падала на колени перед родителями суженого. Трижды её с колен поднимали, признавая в ней равную. Кстати, не прячась, показать лицо мужу молодая могла только на следующее утро и после ритуала у реки. Шла она туда с коромыслом и вёдрами и несла с собой серебряную монетку, которую должна была подарить водяному духу. Безусловно, сопровождающая невесту с подружками и золовками детвора тут же наперегонки устремлялась в воду, чтобы монетку выловить – поймать удачу. Удивительно, но этот обряд показа источника воды – хыу юлы башлатыу – настолько любим башкирами, что и сейчас в Интернете легко заказать на свадьбу расписные кэйэнтэ и бизрэ (коромысла и вёдра) на любой вкус и по желанию заказчика декорируемые современными художниками и умельцами. Ну а вернуться в новый свой дом молодая должна была с полными вёдрами. И важно по пути не расплескать было ни капельки, а то не видать ей женского счастья.
Ложитесь вдвоём, вставайте втроём
Настоящей семьёй пару признавали только после рождения первенца. Ответственной за скорое прибавление, конечно же, считалась молодая жена. Поэтому все свадебные обряды и приготовления сопровождались соответствующими наставлениями-заклинаниями. Готовили девушку к свадьбе: снимали такыя – девичий головной убор – и одевали женский кашмау с коралловыми украшениями и расшитым «хвостом» сзади. И в это время наставляли: «Будь плодовитой, как перепёлка, будь осторожнее сороки, будь чище воды текучей, будь верной мужу. В нашем доме ты была игрушкой, в доме мужа ты будешь работница. Рожай каждый год, а если сможешь, то и каждый месяц, но ещё лучше – каждый день!» Кстати, есть у основательных башкир и особый способ закрепить своё пожелание – похлопать того, кому желаешь, по плечу. В этом случае всё уж точно должно исполниться.
– Нынче всё не так, – сетует Розалия Султангареева, доктор филологических наук, знаток народных башкирских обрядов и обычаев. – Раньше и клали молодых непременно под одну перину, на одну подушку, чтобы всегда им быть вместе!