Петь и играть для народов России так же естественно, как дышать и говорить. Тем более когда есть способ изготовить себе музыкальный инструмент практически из ничего!
Двухструнный щипковый тамур (он же – пандур, менее распространённые названия – динда, чанг) – традиционный музыкальный инструмент народов Дагестана.
Изготавливают тамур из длинного узкого куска дерева: липы или орешника. Вытянутый корпус заканчивается трезубцем или двузубцем. Струны делают из кишок молодого козла или конского волоса. У разных народов Дагестана – лезгин, аварцев, кумыков – есть свои секретные «рецепты», известные лишь мастерам. Общее для всех правило – длина инструмента не должна превышать один метр.
Звук с помощью пандура извлекается низкий, почти басовый. На одной струне исполнитель наигрывает мелодию. На второй – задаёт ритм. Историки считают, что в домусульманский период местные жители использовали инструмент в религиозных обрядах, имитируя звуки природы. Возможно, с помощью пандура вызывали духов, «ответственных» за природные стихии.
Традиционный стиль игры на тамуре напоминает характерные для многих культур песнопения-плачи. Особенно сильное впечатление на слушателей производит дуэт тамуриста (чаще мужчины) и вокалиста (преимущественно девушки): басовитый тамур прекрасно оттеняет чарующие голоса дагестанских красавиц. На широкую публику пандуристы не выступают: негромкий инструмент предполагает камерное исполнение.