Дорога заканчивается неожиданно. Вот только что машина ехала по гладкому покрытию, окружённому полями, деревеньками и подлеском, и вот уже вы вынужденно тормозите, пытаясь объехать ямы, больше похожие на кратеры. Асфальта местами нет, местами он собран в складки, будто ковровая дорожка. Это трасса из Великого Новгорода к Любытинскому этнопарку.
Этнотуризм – удовольствие для целеустремлённых. Многие российские этнопарки находятся в удалении от крупных городов, и добраться до них по русским дорогам без упорства, оказывается, не так-то легко. «Славянская деревня Х века» в посёлке Любытино – яркий тому пример. Ближайший город – Великий Новгород. Маршрутка ходит раз в день. Дорога занимает около четырёх часов в один конец. Места тут заповедные: болота и торфяники. Электричество есть не везде: главные враги всех археологических находок – гусеничные тракторы – не смогли дойти до этих мест. Именно поэтому любытинский край – своеобразное Эльдорадо для историков и археологов.
У музея под открытым небом «Славянская деревня Х века» есть реальный прототип. Около двадцати лет назад начинающий археолог, а ныне директор музея Андрей Иванов и его коллега учитель истории Владимир Коневский нашли остатки настоящего поселения ильменских славян. Раскопки происходили возле реки Ловать, в месте под названием Губинская Лука Новгородской области.
– Долгими вечерами мы стояли над раскопом и мечтали, как было бы здорово эту деревню воссоздать, – рассказывает Андрей Иванов.
Конечно, за более чем десять веков от сооружений мало что сохранилось, но расположение изб и примерный вид построек удалось реконструировать. Венец первого здания заложили в 2006 году. Сегодня их девять – столько же, сколько и было у исторического прототипа. Кстати, в деревне когда-то проживала одна большая семья, глава которой пришёл в губинские края с женой, детьми и их семьями.
Когда смотришь на эти избы, кажется, что попал в гости к Бабе-яге, точнее, в колонию Бабок-ёжек. Небольшие приземистые избы покрыты дёрном, на котором растут трава и грибы. Венчает каждую крышу конструкция из четырёх перекрёстных стволов, загибающихся на концах.
– На самом деле это корни деревьев, их довольно трудно достать. Нужно было, чтобы корень правильно загибался, затем его обрабатывали, и уже после этого он служил опорой для брёвен, которые клали в изгиб корня, чтобы дёрн не сползал с крыши, – раскрывает секрет мудрёной технологии директор музея.
Выглядит конструкция зловеще. Кажется, только отсутствие куриных ножек мешает такой избе повернуться к лесу передом, а к тебе задом. Впрочем, у одной из построек нечто похожее на аутентичные ножки всё-таки есть. Это амбар для хранения зерна. Их специально строили высокими, чтобы мыши не пробирались, а сырость не портила запасы.
Интерьер жилых построек тоже вполне сказочный: вот ступа, вот старая прялка, вот печь из булыжников. С деревянных полатей свисает настоящая медвежья шкура.
Большую часть вещей удалось собрать благодаря местным жителям. Узнав, что открывается экспозиция, они начали приносить в музей скарб из прабабушкиных сундуков.
– Быт русских крестьян долгое время почти не менялся, – поясняет директор музея, – кадка, лапти или, например, игрушка – лошадка из соломы – были в ходу ещё сто лет назад. Зато водные процедуры претерпели существенные изменения. Мылись ильменские славяне в собственных избах, из которых предварительно выносили все немногочисленные вещи. Воду грели в деревянной кадке.
– Железных вёдер не было. В печи нагревали несколько огромных камней, а затем кидали их в кадку с холодной водой. Десять минут – и баня готова, – Иванов указывает на булыжники, лежащие в печи, – получалось, что и сам помылся, и дом помыл, это ж какая экономия времени и ресурсов! А сейчас мы стали зависимы от вещей. Их уже так просто не вынесешь на улицу даже в несколько заходов.
Вещи у древних славян были хоть и простые, но очень красивые. В одной из изб на перекладине висят летние костюмы: длинные рубахи, сарафаны, украшенные вышивкой. Костюмы дают примерить гостям, и девушки из городских жительниц на шпильках и в мини-юбках мгновенно преображаются в русских красавиц. Молодые люди расправляют плечи, разглаживая рубаху на груди.
– Давайте, я вас сфотографирую, – сотрудница музея практически в ультимативной форме засовывает меня в сарафан и ставит рядом с избой. – Встаньте непринуждённо, почувствуйте себя славянкой!
Мне в руки дают лукошко. Стыдливо пытаюсь прикрыть подолом предательски торчащие кеды. Гости на экскурсии, кажется, уже вполне вжились в образы: позируют для фото, придерживая полы старинной одежды. Кажется, почувствовать себя древними славянами получается у всех посетителей этнопарка.
Главное – до него добраться.