Наверное, всё дело в климате. Иначе чем объяснить, почему колыбель мафии Сицилия и Краснодарский край так похожи. Вот, например, отставной полковник полиции из Лазаревского Александр Скоробогатов, ничего не делая, на ровном месте, получил 105 млн рублей. Потом захотел ещё. Хорошо отлаженный краснодарский механизм по извращению здравого смысла ради денег начал свою кропотливую работу, даже не скрипнув. В итоге предприятие, платившее в бюджет свыше 150 млн рублей в год налогов, – банкрот.
Знакомство бизнесмена и представителя, пусть даже в отставке, силовых структур редко оканчивается чем-нибудь хорошим. И в этот раз всё должно было быть по-другому. Вы только представьте себе: благодатный 2008 год, все уже знают об Олимпиаде, которая пройдёт в Сочи в 2014 году, общая радость за страну и строительный бум на Черноморском побережье Краснодарского края. И в это время, когда пляжный песок продавался чуть ли не по цене золотого, отставной полковник полиции Александр Скоробогатов получает под строительство жилого комплекса пару гектаров земли на первой линии моря в самом центре Лазаревского. Не подумайте ничего плохого, всё совершенно официально. В том смысле, насколько это вообще возможно в Краснодарском крае да ещё при такой близости к морю. В общем новоявленный латифундист спешит реализовать своё право застройщика, для чего создаёт ООО «Торговый дом Черноморский» (ТДЧ). Но учитывая, что полковники, пусть даже и самые заслуженные, понимают в строительстве домов чуть меньше, чем ничего, Александр Александрович был вынужден найти компаньона без погон, но с нужным опытом и деньгами для реализации проекта.
Повезло, как думали в то время, а сейчас думают совсем иначе, руководству строительной компании «Энерготехмонтаж» (ГК ЭТМ). Понимая, что никогда не получить землю на берегу моря (ведь в правоохранительных органах Краснодарского края руководители «Энерготехмонтажа» не служили), и осознавая, что дело выгодное и недвижимость на первой линии по крайней мере до Олимпиады будет только расти, учредитель компании ГК ЭТМ «покупает» у Скоробогатова 45% ООО «Торговый дом Черноморский» за 105 млн рублей. То есть даёт эти деньги товарищу Скоробогатову за возможность когда-то получить часть прибыли от продажи квартир. Также ЗАО «ГК «ЭТМ» подписывает с «Торговым домом Черноморский» договор генерального подряда №11/К-С, по условиям которого заказчик поручил генподрядчику выполнение подрядных работ по строительству объекта – 16-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Одоевского д. 87. Цена работ по договору, согласно сводному сметному расчёту, составила 837 976 261 рубль.
Таким образом, учредитель «Энерготехмонтаж» заплатил 105 млн за участие в строительстве дома, который обязался построить на деньги своей компании и с помощью привлечённых кредитных средств. То есть была установлена чёткая договорная цена, по которой должны были построить больше 27 тыс. кв. м элитного жилья. Затраты ГК ЭТМ оказались гораздо выше, чем предполагалось, потому что в это же время строили олимпийский Сочи: строительные материалы были на 40% дороже. Материалы возились из Москвы. Платились проценты по кредитам.
Представляете, как хорошо устроился Александр Александрович Скоробогатов. Зависть берёт, да и только. Всего-то надо было «выбить» земельку под строительство и смотреть, как другие работают.
В общем ЗАО «ГК «ЭТМ» дом построило. И не только дом, но ещё дополнительно хозблок с гаражами за 132 млн рублей и за 17 млн рублей подстанцию и защитный парапет. И всё это даже приняли в эксплуатацию. После чего начались проблемы. Потому что вместо вложенного миллиарда рублей они получили шиш с маслом. Ну почти шиш.
«Торговый дом Черноморский» остался должен им 310,9 млн рублей.
– Вы представляете наш ущерб, – говорит генеральный директор ГК ЭТМ Александр Гершов. – Для того чтобы построить этот объект, наше предприятие набрало кредитов. Залезло в долги. И вместо прибыли мы не можем получить даже то, что вложили. Вот посмотрите, – показывает он бумаги. – Взять хотя бы 2013 год. Наше предприятие заплатило почти 150 миллионов рублей одних налогов. А теперь на нас подали на банкротство, и открыта процедура.
Поменял несколько сараев на 50 квартир
Что же произошло? Почему вдруг «Торговый дом Черноморский» в лице полковника Скоробогатова так обошёлся со своим генподрядчиком?
– Жадность, – считает адвокат ГК ЭТМ Игорь Школьный. – Дело в том, что продать ГК ЭТМ 45% ООО «Торговый дом Черноморский» – это то же самое, что продать ноль. Никакого влияния на участие в управлении эти 45% не оказывают. В данном случае 0% по степени влияния равен 49,9%. Скоробогатов там остался полноценным хозяином, хотя в предварительном договоре было чётко написано, что ТДЧ не имеет никаких долгов по третьим лицам и налоговым органам, а также обязался поменять устав, где голосование только по 100%. Но не сделал этого. Чувствуя себя полноправным хозяином ситуации, Скоробогатов несколько раз менял гендиректоров ТДЧ и в конечном итоге придумал вот что. На участке земли, который он получил под строительство, стояло несколько сараев, которые необходимо было снести перед началом застройки. Полковник задним числом оформил договор, в котором указал стоимость ветхих зданий в 315 млн рублей. Естественно, они были снесены. А когда дом был построен, он об этом напомнил. Поставленный им гендиректор ТДЧ подписал с ним же, но уже как с частным лицом договор об оплате за снос сараев. То есть договорился сам с собой на взаимозачёт и вместо денег получил у ТДЧ 50 квартир – 5200 самых дорогостоящих кв. метров, не заплатив за них ни копейки. А в доме всего 222 квартиры! Конечно, после того как из ООО «Торговый дом Черноморский» его фактический владелец таким вот чудесным образом вынул 50 квартир, им нечем расплачиваться с генподрядчиком.
Таким образом, гражданин Скоробогатов хочет вывести деньги с проекта, чтобы уехать в Канаду, потому что у него двойное гражданство. Квартиры он пытается потихоньку продавать через своего человека и получать деньги.
Теперь мы вынуждены доказывать, что ветхие строения, идущие под снос, не могли стоить 315 миллионов.
Экспертиза оценила как надо
В таких случаях, как сказал президент России Владимир Путин, надо обращаться в суд. Так ГК ЭТМ и поступила. Но одно дело суд, а совсем другое Арбитражный суд в Краснодарском крае. Там, к сожалению, всё очень сложно. Подав иски на оплату денег по основному договору и допработам с «Торговым домом Черноморский» они ничего не получили.
Арбитражный суд Краснодарского края оба иска приостановил. А чего вдруг, спросите вы, всё же ясно как божий день. Не стоит равнять себя с судьёй. Это простому человеку ясно. А у судьи Огильца есть свои обстоятельства – встречный иск от Скоробогатова к ЗАО «ГК «ЭТМ».
– Стоимость дома с учётом договора – 837 миллионов. Они не доплатили нам почти 200 миллионов. Мы пытаемся взыскать с них деньги, – говорит адвокат Игорь Школьный. – Но дело в Арбитражном суде Краснодарского края встаёт с ног на голову. Спор поворачивается таким образом, что с нас взыскивают ещё 120 миллионов рублей за дом, который мы построили на свои же деньги.
Адвокат не бредит и не ошибается. Но ему самому уже кажется, что он находится не в судебном учреждении, а в сумасшедшем доме.
– Встречному иску Скоробогатова дают зелёную улицу. Да ещё какую! Судом была назначена экспертиза оценки работ, хотя по закону эксперт может только проверить, выполнены ли работы по договору. В результате «экспертизы» было установлено, что работа по договору выполнена, а дом «соответствует качеству». На этом процесс должен был быть закончен, а судья вынести решения о возмещении нам ущерба. Но эксперт вдруг говорит, что постройка дома должна была обойтись не в 837 миллионов, а, как ему кажется, в 540! И на этом основании, вместо того чтобы доплатить нам деньги по договору, с нас надо взыскать ещё 120 миллионов за дом, который мы построили и сдали на свои же деньги, построили гаражи и общественный блок. И это не считая дополнительных работ.
На процессе мы просим обратить внимание: дом стоит, принят в эксплуатацию, а стоимость работ – это уже не дело эксперта. Ведь есть подписанный договор.
Во время выступления эксперта судья Огилец, понимая всю несостоятельность его рассуждений о стоимости работ, прямо во время заседания произносит: «Я попрошу удалиться всех из зала суда, для того чтобы вынести решение по вашему ходатайству: откладывать заседание или не откладывать». Перед началом заседания я действительно заявлял ходатайство о его отложении и оспаривал вообще компетенцию Арбитражного суда Краснодарского края рассматривать этот спор. Я полагаю, что он должен рассматриваться в Москве, по месту нахождения нашей компании. Но Огилец тогда отказал в удовлетворении ходатайства, оставив вопрос открытым до выступления эксперта.
И вот через три минуты Огилец говорит – заходите, и вместо решения о переносе дела объявляет результативную часть решения суда: удовлетворить иск на 120 миллионов!
Школьный уверяет, что никогда не сталкивался с подобным за десятилетия своей адвокатской практики. Ведь и студенту юрфака известно, что процедура проведения суда регулируется императивными нормами Арбитражного процессуального кодекса: исследование документов, мнения сторон, прения. И только после этого судья объявляет исследования доказательств законченными, просит стороны удалиться для вынесения судебного решения.
– Несоблюдение процедуры – очень грубое нарушение. Я подал замечание на протокол и написал о случившемся председателю Арбитражного суда Краснодарского края Владимиру Белову. Попросил видеозапись заседания. Очень надеюсь, что она «случайно» не потеряется, – говорит адвокат Школьный.
Во всей этой истории больше всего удивляет отсутствие здравого смысла. Пару полуразвалившихся сараев оценивают в 315 миллионов рублей, а строительство 16-этажного дома в 578 миллионов?! Это что ж за экспертиза такая? Вы только представьте себе! Вам кажется это ненормальным? А Арбитражный суд Краснодарского края не видит здесь ничего особенного!!!
Так и хочется попросить уважаемого и заслуженного, пишем без всякой иронии, председателя суда Владимира Белова: обратите, пожалуйста, внимание! А то, ну цирк какой-то получается.