Неоправданные закупки, которые проводят с нарушением законодательства, да к тому же ненужных вещей, причем по завышенным ценам – визитная карточка мэрии Москвы. За последние две недели целых 4(!) проекта такого рода удалось выявить московскому отделению Общероссийского народного фронта. Последнее know-how попытки эффективного освоения столичными чиновниками и близкими им структурами бюджета, то есть, наших с вами денег, продемонстрировал Метрополитен.
Речь идёт о закупке так называемых зонтпэкеров – это специальное оборудование, с помощью которого можно будет упаковать мокрый зонтик в полиэтилен. По мнению экспертов ОНФ, для того чтобы оснастить все станции метрополитена подобными устройствами понадобится не меньше 30 миллионов рублей! Казалось бы, в такое экономически непростое время для страны необходимо беречь каждую копейку, а деньги тратить только на самые необходимые вещи. Но у руководства подземки, видимо, руки чешутся купить что-нибудь ненужное.
По словам первого заместителя начальника Московского метрополитена Юрия Дегтярёва, этой чудесной, но сомнительной новинкой жители города смогут воспользоваться уже осенью. Планируется запустить пилотный проект на одной из станций подземки. Предположительно, ею могут стать «Котельники» - открытие запланировано ко Дню города. Если москвичам эта услуга понравится, то зонтпэкерами оснастят уже все станции. Кстати, как заверяет руководство Метрополитена, услуга будет абсолютно бесплатной.
На первый взгляд, стоило бы порадоваться – в столице беспокоятся о внешнем виде горожан и сухости их верхней одежды. Вот только бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Естественно, такая «бесплатная услуга» может отразиться на тарифах – как-то же нужно компенсировать расходы. То есть плату за пользование зонтпэкером попросту включат в стоимость поездки на общественном транспорте. И не важно, в сухую погоду вы поедете или в мокрую, зимой или летом, на метро или автобусе. По сути, это будет навязанной услугой, которая вообще-то запрещена Законом о защите прав потребителей.
Кроме того, непонятно, кто действительно нуждается в этом гаджете – спешащие по переполненным станциям метро пассажиры или чиновники и сочувствующие им фирмы? На многих станциях и так очереди возле касс – довольно глупо создавать столпотворение у зонтпэкеров. Вдобавок, столичная подземка будет нести расходы на ту же постоянную закупку плёнки. Чей-нибудь дядя на плёночной фабрике запросто озолотится. А достаток ему обеспечат пассажиры общественного транспорта.
К слову, не только администрация Метрополитена совершает неоправданные траты. Так, например, тот же ГУП «Мосгортранс» на закупку видеорегистраторов решил выделить более 120 млн. рублей! Похоже, руководствовались мыслью, что государство не обеднеет, пока есть кого перевозить. Закупки были разделены на два лота – в каждом по 700 видеорегистраторов. На первый лот выделили 44,7 млн., а на второй – 78 млн. рублей. То есть средняя цена устройства из первой партии – почти 64 тыс., а из второй – 111 тыс.!
Даже не особо посвящённым в рыночную стоимость видеорегистраторов будет понятно, что ГУП «Мосгортранс» почему-то выбрал не только самые дорогие модели, без попытки найти аналоги попроще, но и не особо стремился найти предложения по меньшей цене. Так, по мнению активистов ОНФ, если бы чиновники действительно подошли к делу разумно, то удалось бы сэкономить от 37 до 73 млн. рублей.
Не трудно догадаться, что такие сознательные расходы впоследствии станут дополнительным бременем для пассажиров в виде повышения тарифов на проезд. Которые с каждым годом только растут и, похоже, не только из-за инфляции и стоимости топлива.
Вдобавок, не так давно глава ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков заявил, что осенью многих контролёров общественного транспорта ждёт новое служебное оборудование – видеорегистратор. Уже закуплено 500 устройств. Предполагается, что такой ход поможет решать конфликтные ситуации с пассажирами и «повысит культуру общения между контролёром и пассажиром». То есть камер, которыми увешаны потолки автобусов и вестибюлей метрополитена, не достаточно. Необходимы новые неадекватные траты.
Кстати, можно было бы оснастить видеорегистраторами самих чиновников – за коррупцией проще будет следить и «повысит культуру общения при закупках».
Хочется напомнить, что столичный транспорт живёт и развивается не только благодаря продажам билетов пассажирам и наружной рекламе, но и бюджету, то есть налогам, которые платят граждане. А руководители что Метрополитена, что Мосгортранса сознательно разбазаривают на откатах и распилах именно те средства, которые должны пойти на повышение привлекательности общественного транспорта. Официально именно к этому стремится Департамент транспорта Москвы под руководством г-на Ликсутова.
На деле же получается, что любой каприз, особенно не очень нужный, должны оплачивать простые москвичи. А в благодарность им за это – повышение стоимости билетов. Такую логику не иначе как преступной не назовёшь. Складывается впечатление, что столичная мэрия решила сделать из города зону только для богатых, а всех остальных, кто не проходит про дресс-коду и весу кошелька, выгнать куда-нибудь на периферию в растущие гетто-районы Подмосковья, потому что жить в Москве становится всё дороже. И действия Дептранса это только подтверждают.