Над памятником истории «Бутовский полигон» нависла общая для Подмосковья угроза. На него со всех сторон наступают коттеджные поселки. Опасения по этому поводу высказал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Игорь Гарькавый.
Потенциальная опасность становится реальной?
«Есть угроза памятнику истории «Бутовский полигон», который включает в себя не только сложившийся мемориальный комплекс, но и другие территории. Некоторые из них имеют прямое отношение к памятнику, другие входят в его охранную зону, на которой ведется строительство домов в два-три этажа, нарушающих, на наш взгляд, исторический ландшафт. Дачные участки заходят вглубь парка, вглубь территории памятника примерно на шесть метров», — рассказал Гарькавый.
Беспокойство директора мемориального центра разделяет и настоятель бутовского храма Святых новомучеников и исповедников Кирилл Каледа.
«Вокруг ведется интенсивное жилищное строительство… Боимся, что скоро застройщики будут претендовать на определенную территорию, относящуюся именно к памятнику истории. Мы беспокоимся о целостности относящейся к территории памятника земли», — заявил настоятель.
«Бутовскому полигону» в 2001 году присвоили статус памятника истории и культуры местного значения. Раньше здесь находилась усадьба Дрожжино, а в советское время – специальный полигон НКВД, где в 1937-1938 годах проводились массовые расстрелы. Архивные документы, обнаруженные в 1990 году, свидетельствуют о том, что на территории было расстреляно и захоронено свыше 20 тысяч человек. К 2017 году на «Бутовском полигоне» планируется открыть мемориал «Сад памяти», работы уже ведутся на деньги жертвователей.
По словам Гарькавого, на прилегающей к «Бутовскому полигону» местности также могут находиться массовые захоронения. «Нужно провести исследование территорий, которые нам не принадлежат. Мы можем лишь предложить это министерству», – пояснил Гарькавый и добавил, что защитить границы памятника невозможно, пока не заключён охранный договор с находящимся по соседству дачным некоммерческим товариществом «Бутово».Свою позицию по этому вопросу директор мемориального центра озвучивал ещё в феврале этого года.
«Областное министерство культуры обязано заключать охранные договоры со всеми хозяйствующими субъектами, расположенными как на территории самих памятников, так и их охранных зон… На Бутовском полигоне действует около десятка различных организаций - это государственные и негосударственные структуры, дачные кооперативы, и в том числе строительные компании. Но пока региональный Минкульт заключил охранный договор только с нашим приходом. Получается, что Церковь несет на себе обязательства по сохранению территории, выполняет все мероприятия, о которых нам говорят областные чиновники, а все остальные свободны от таких обязательств», – сказал тогда Гарькавый. Однако в Министерстве культуры заявили, что оформление охранных обязательств с ДНТ «Бутово» невозможно и уверили, что никаких проектных документаций на застройку в ведомство не поступало и никаких разрешений министерство не давало и давать не собирается, так как любое строительство на территории мемориала запрещено действующим законодательством.
Прецеденты не дают расслабиться
Может быть, Минкульт и правда не планирует выдавать разрешения на строительство, но даже если такого разрешения нет, это ещё не значит, что строительство вестись не будет. К сожалению, существует масса негативных примеров, и часто в опасности оказываются особо охраняемые территории и объекты: мемориальные комплексы, памятники культуры истории и природы.
Все мы помним громкую историю с вырубкой Бутовского леса в 2012 году. В том же году в поселке Верея строители снесли стелу, установленную к 35-летиюПобеды, и вырубили сквер вокруг неё. В Звенигороде накануне 65-летия Победы строительная техника за несколько часов сравняла с землёй березовую рощу, которую сразу после Великой Отечественной войны высадили фронтовики. Были протесты жителей в Видном при застройке парка усадьбы Тимохово. С застройкой коттеджами части территорий усадьбы Суханово и вовсе связана кровавая история. Тогда на Ирину Зеленину, активистку, выступавшую против строительства, напали в её собственном доме, в итоге погибла её двухлетняя дочь, а сама активистка от полученных травм скончалась в больнице. Из совсем свежих примеров – строительство коттеджного посёлка в деревне Семенищево, которая входит в состав Федоскинского народного промысла. Живописный ландшафт, с которого свои пейзажи на знаменитых федоскинских шкатулках писали художники, теперь не узнать. Министерство культуры включилось в борьбу за сохранение уникального ландшафта, но даже если удастся принудить застройщика снести все здания, былой облик это место приобрести вряд ли сможет.Слишком уж сильно изуродовали землю экскаваторы и бульдозеры.
Несмотря на то, что за сохранностью этих объектов должны неусыпно следить областные власти, тем не менее, первыми на их защиту выходят местные жители, и только благодаря их активности иногда удаётся расшевелить чиновников и заставить вспомнить о своих обязанностях. Строительные компании вопрос сохранения культурно-исторического наследия не волнует вовсе, единственное, что для них важно – прибыль. И если из-за проблем с документами строительство затягивается и простаивает техника – то это не сулит им ничего, кроме упущенной прибыли. Вот почему им так не терпится начать работу, даже если разрешительных документов у них нет. А это значит, что отсутствие в Минкульте проектов по застройке территорий «Бутовского полигона» не может быть для работников мемориального центра поводом, чтобы спасть спокойно. К сожалению, даже здесь спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Те, кому положено об этом беспокоиться (речь о чиновниках правительства Подмосковья) заняты другими делами.