Повсеместное катастрофическое обмеление Дона отмечают нынешним летом не только специалисты, но и жители прибрежных сёл, и отдыхающие на донских берегах. В районе лискинских сёл Духовое, Старая Хворостань и Аношкино некогда полноводную реку можно легко перейти, не замочив коленей. Если в 2014 году минимальное положение уровня воды в 140 сантиметров отмечалось в августе, то в нынешнем году этот безотрадный показатель Дон переступил уже в июне. И даже обильные дожди лишь на день - два приподнимают водную гладь всего на 15-20 сантиметров.
Что же происходит с главной рекой Воронежской области?
Немалый урон Дону и его притокам нанесла безрассудная мелиорация в прежние годы с распахиванием поймы и размещением у берегов летних стойбищ для скота. Поднятая плугом земля луговин вместе с навозом во время разлива оказывалась в реках, забивая их русла.
Старожилы отмечают: после пуска Нововоронежской АЭС Дон до самого Коротояка перестал замерзать, и прекратились половодья. А нет «большой воды» - не очищаются русло реки, её питающие притоки и пойменные озёра, многие из которых зарастают травой-резуном и превращаются в болота.
Река моего детства Потудань, подкармливающая Дон, сегодня представляет собою хило струящийся в камышах ручеек, которым большую реку не напоить. К состоянию дряхления приходят Хворостань, Усманка, Икорец, Битюг, Хопёр, Тихая Сосна. В водоснабжении многих прибрежных сёл отмечается резкое понижение уровня водоносных слоёв. Тесно, неуютно некогда чистым рекам Воронежской области у захламленных человеком берегов – вот они и ужимаются подальше от них. И от нас.
«От Дона отвернулся человек – и с этого пошли его беды», - считает член Союза писателей России Валерий Тихонов, прошедший Дон, с его лискинскими озёрами, от истока до устья и написавший полную тревожных вопросов книгу «Не говорю тебе прощай» о некогда великой русской реке.
С его выводами трудно не согласиться. Да, отвернув Дон от «работы» и отвернувшись от реки сам, человек посадил её на мель. Ещё в начале 90-х по этой главной водной артерии Черноземья речники «Лиски-порта» сплавляли баржи с грузами до ростовских Вёшек и обратно. Речной флот перевозил зерно, уголь, подсолнечные семечки, нефтепродукты и строительные материалы. От Лисок до Павловска курсировали пассажирские суда. Чтобы фарватер Дона был безопасным для судоходства, он в каждую навигацию чистился-углублялся земснарядами. А намытый речной песок (свой, не привозной) был незаменимым и дешёвым материалом и для местных строителей, и для завода «Спецжелезобетон», производящего высокопрочные и долговечные железобетонные шпалы. За ним к портовикам Лисок ехали строители из Россоши, Алексеевки, Старого Оскола.
продолжение материала на портале "КОММУНА" 05.08.15