Ягодные страсти…
17 июля 2015, 09:12 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Теперь свежая клубника на приморских прилавках – товар едва ли не круглогодичного присутствия. Заслуга в том наших ближайших соседей, предлагающих местному покупателю крупную и на вид весьма аппетитную ягоду. Но вот вкусовые качества глянцевой клубнички да и её зрелость порой оставляют желать много лучшего. Потому с нетерпением ждёт народ появления родной ягоды, собранной на полях, огородах и дачных участках Приморья.
Ждут сезона и производители: ягода – не картошка, стоит, особенно самая первая, совсем недёшево (хотя и картофель сегодня совсем не копеечный продукт), хороший урожай способен помочь поправить бюджет, порой весьма существенно. Столь удобным случаем заработать всегда стремились воспользоваться дачники-пенсионеры. Но не всем доставало сил не только, не разгибая спины, работать на грядках, но ещё и выстоять полдня где-нибудь у магазина или на бойком перекрёстке, продавая честно выращенную клубнику. Потому избытки урожая одни пускали на варенье, затоваривая банками антресоли и балконы, другие ели через силу, услыхав от знакомых товарок, что за сезон необходимо съесть не меньше ведра ягоды – мол, только такой объём потреблённой клубники способен оздоровить организм и омолодить тело, третьи, не гонясь за увядшей красотой, щедро раздавали ягоду родственникам, соседям, знакомым или сослуживцам…
Между тем, ещё от прежних времён осталась в стране, и достаточно успешно действует, система потребкооперации. Только вот с ягодой, уродившейся на дачных участках приморцев, кооператоры края, да и не только они, работать не любят.
В нынешнем году клубничный сезон выдался особенно ранним. Первыми на прилавки рынков Владивостока, Артёма, Уссурийска и других городов и посёлков ягоду стали поставлять фермерские хозяйства из центрального Приморья по 400-350 рублей за килограмм. И почему-то торговали ею выходцы из бывших южных республик Союза. На вопрос: «Откуда ягодка?» предпочитали не отвечать. Но и без того можно догадаться – ягодка перекупленная. Некогда фермерам торговать, надо работать в садах и огородах: короткое лето кормит долгую зиму.
К середине июня начался клубничный вал. Ягоду продавали вдоль дорог, на рынках и пятачках возле магазинов, на оживлённых улицах. Причём, настоящую приморскую садовую землянику с нежным кисло-сладким вкусом и стойким ароматом. В разгар сезона ею бойко торговали вёдрами, банками, контейнерами, стаканами и сами производители – сельские жительницы, дачницы, вырастившие богатый урожай.
Для продавцов ягоды муниципальные власти создавали условия. Например, в Управлении потребительского рынка и предпринимательства Артёмовского городского округа нашему еженедельнику рассказали, что плату за место установили символическую, на территории муниципалитета определили несколько дислокаций для мелкой торговли, в самых оживлённых местах. Словом, продавцы не в обиде, покупатели – тоже. Но на вопрос о централизованном закупе ягоды у населения ответить ничего определённого не смогли. Впрочем, как объяснили, с просьбой организовать такую услугу никто из населения не обращался. Возможно, не так много ягоды в Артёме выращивается, возможно, торговать мелкими партиями у магазинов нашим бабушкам выгодней. Действительно, цена большого стакана дачной клубники была примерно такой же, как и цена килограмма фермерской. Такую надбавку в цене объясняли тем, что, мол, ягодка своя, экологически чистая, без химии.
А вот в Уссурийском городском округе потребительская кооперация функционирует, но население свою продукцию отдавать кооператорам оптом не спешит. Во, что рассказала нам жительница села Боголюбовка Уссурийского округа Марина Ушанова: «Кооператоры в нашем селе проводят собрания каждый год. И постоянно предлагают свои услуги. Но который год мы уже отказываемся: выгодней продавать самостоятельно. Например, за тот же килограмм клубники, что стоит на рынке 300 рублей, они нам дают 100. Наверное, если будут покупать у нас дороже, сами обанкротятся? Было время, когда кооперативная торговля в сёлах шла бойко. И тогда покупали продукцию нашу дёшево, но был другой стимул: нам привозили дефицитные товары. Теперь, когда всё можно купить в магазинах, это уже не актуально. Честно говоря, затрудняюсь сказать, что сегодня может быть стимулом, кроме наличных реальных денег».
По словам собеседницы, ягод и овощей на селе стали выращивать меньше. Большую конкуренцию сельчанам составила дешёвая сельскохозяйственная продукция из Поднебесной. Теперь каждый выращивает для себя, если удалось хоть чуть-чуть продать тех же ягод, значит, крупно повезло. Вот и стоят наши бабушки вдоль дорог и у магазинов в надежде на случайного покупателя.
Клубничный пир прошёл. Но это не значит, что ягодные страсти утихли –следом за земляникой садовой поспели жимолость, смородина, крыжовник, вишня… Соблазняет своим видом нежная, ароматная и лечебная малина.
До самой осени будет, чем полакомиться тому, кто живёт на собственном участке, имеет дачу и главное – не ленится. Приморская земля щедра. Но только дойдут ли её щедроты до всех жителей края, особенно тех, кто не имеет возможности выращивать ягоды самостоятельно. Давно изжило себя промышленное садоводство в крае, не поспевают за спросом и фермеры. Но ягод хочется всем. Ягод натуральных, не привозных, своих родных, кушая которые, можно не бояться и за своё здоровье, и за здоровье детей.
Елена КОРНИЛОВА